ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО БАСКЕТБОЛУ НА КОЛЯСКАХ

Шавалеева Камиля Альбертовна
Елабужский институт Казанского федерального университета

Аннотация
В данной работе представлены особенности тренировочных занятий в баскетболе на колясках. Подведены итоги социологического опроса, которые говорят о возможном увеличении физических и технических качеств у баскетболистов-колясочников.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шавалеева К.А. Особенности спортивной тренировки по баскетболу на колясках // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90657 (дата обращения: 18.04.2024).

Процесс физической подготовки баскетболистов-колясочников имеет видимые различия в сравнении с процессом физической подготовки обычных спортсменов. Отличия заключаются в том, что используемые в тренировочном процессе физические упражнения подразделяются не по группе мышц, а по исполнению двигательных, технических и тактических действий из разнообразных исходных положений: лежа или сидя на стуле, на скамье, в коляске, на мате, на тренажеры и т.д.

Основным отличием баскетбола на колясках от  традиционного баскетбола, является то, что игроки не могут передвигаться на ногах, а только с помощью коляски.  Баскетбольная коляска представляет собой единую составную систему тела игрока. При возникновении столкновения, блокировки, выхода коляски за границу игровой площадки и в случае других нарушений игрок несет полную ответственность за свои действия [3].

Каждому игроку присуждается классификация согласно его степени утраты работоспособности, а также по возможности выполнять конкретные двигательные действия. Данная система классификации была создана Международной федерацией баскетбола на колясках, которая представляет собой бальную шкалу от 1 до 4,5. Следовательно, в течение игры у команды на спортивной площадке невозможно допущение того факта, что суммарное значение всех играющих выходит за пределы 14 баллов [4].

Таким образом, в методику обучения баскетболу на колясках должны быть включены:

1) процесс развития ведущих двигательно-координационных качеств (силовая и скоростная выносливость, точность, быстрота, ловкость);

2) процесс изучения правил игры (факторы, касающиеся самой коляски, возможные нарушения, фолы, общие положения);

3) процесс обучения главенствующим техническим приемам (перемещения, защитные действия, ведение, подбор мяча с площадки, передачи, броски).

Цель исследования заключалась в определении педагогических условий организации процесса тренировок по баскетболу на колясках, а также в выявлении знаний  правил игры в баскетбол.

Данная работа проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) в городе Заинск, участниками которой были 12 спортсменов-колясочников в возрасте 28-35 лет.

Для реализации исследования и получения достоверных результатов были использованы следующие средства и методы: теоретический анализ методических рекомендаций и литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседа).

Чтобы определить уровень существующих знаний по правилам игры в баскетбол на колясках, среди участников был проведен тестовый опрос, в котором должны были ответить на ряд вопросов.

Таблица 1. Показатели полученных результатов

Вопросы

Ответили верно

Ответили неверно

  1. Назовите размеры баскетбольной площадки.

41,7% – 5 чел.

58,3% – 7 чел.

  1. С какого и по какой номер должны иметь игроки баскетбольной команды на майке?

50% – 6 чел.

50% – 6 чел.

   3. Что такое “фол”?

41,6 % – 5 чел.

58,4% – 7 чел.

  1. Сколько длится баскетбольный матч?

66,6% – 8 чел.

33,4% – 4 чел.

  1. Сколько фолов может получить игрок за одну игру?

58, 3% – 7 чел.

41,7% – 5 чел.

  1. Может ли начаться игра, если в одной из команд нет 5 игроков?

25% – 3 чел.

75% – 9 чел.

  1. Сколько “тайм-аутов” может быть у одной команды в игре?

33,4% – 4 чел.

66,6% – 8 чел.

  1. Как начинается вторая четверть?

75% – 9 чел.

25% – 3 чел.

  1. Сколько времени отводится на замену игрока (с)?

16,6% – 2 чел.

83,4% – 10 чел.

  1. Сколько тайм-аутов разрешается запрашивать?

33, 4% – 4 чел.

66,6% – 8 чел.

  1. Какое количество замен разрешается делать во время игры?

50% – 6 чел.

50% – 6 чел.

  1. Что такое “дриблинг”?

41,6% – 5 чел.

58, 4% – 7 чел.

Согласно результатам данного тестирования было выяснено, что лишь 50% полученных ответов были верными. Следовательно, для повышения уровня знаний по правилам игры в баскетбол у спортсменов-колясочников нужно проводить анализ и находить возможные решения в возникающих игровых вопросах или ситуациях во время тренировочной игры.

В заключении следует сказать, что полученные результаты свидетельствуют о результативности применения проведенного нами тестового опроса в вопросах повышения уровня знаний по баскетболу на колясках. Данная работа была направлена на создание наиболее благоприятных условий для формирования социально значимых личностных качеств и системы ценностей у спортсменов-инвалидов. Все эти моменты оказывают положительное влияние на процесс оздоровления и успешной социализации людей с ОВЗ в окружающем мире, которые в свою очередь способствуют развитию чувства общественной значимости, формированию  мотивационных установок на достижения высокого результата, успеха и самосовершенствования.


Библиографический список
  1. Костюнина Л. И. Интеграция молодых инвалидов в спортивной жизни университета / Л. И. Костюнина, О. С. Макарова, А. А. Чунаев // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации». – 2009. – 112-114 с.
  2. Портных Ю. И. Доступный каждому баскетбол. Пособие для спортсменов и тренеров / Ю. И Портных, С. Л. Фетисова, А. А. Несмеянов. – СПб.: «АНТТ_Принт», 2011. – 152 с.
  3. Царик А. В. Правила соревнований по паралимпийским видам спорта: cборник / сост. А. В. Царик. – М.: Советский спорт, 2011. – 240 с.
  4. Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте / авт.-сост. Н. А. Сладкова. – М.: Советский спорт, 2011. – 160 с.
  5. Мутаева И.Ш., Денисенко Ю.П., Черняев А.А., Петров Р.Е. Применение восстановительных средств и миорелаксации при функциональных расстройствах опорно-двигательного аппарата спортсменов: монография / И.Ш. Мутаева, Ю.П. Денисенко, А.А. Черняев, Р.Е. Петров. – Ижевск: Издательство «Шелест», 2019. – 158 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шавалеева Камиля Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация