МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ПОДОЗРЕВАЕМЫМ И ОБВИНЯЕМЫМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Рясова Анастасия Игоревна1, Рахманкин Егор Александрович2
1ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», курсант очного обучения 4-го курса юридического факультета
2ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются основные меры поощрения и взыскания, применяемые к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Основная задача, которую пытаются решить авторы – это выявить законодательные пробелы и предложить возможные пути их устранения. Предлагается введение дополнительных мер взыскания и поощрения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рясова А.И., Рахманкин Е.А. Меры поощрения и взыскания, применяемые к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88574 (дата обращения: 18.04.2024).

На сегодняшний день уголовно-исполнительная система (далее УИС) является одним из основных государственных органов, реализующих такую меру уголовно-процессуального пресечения как содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
в уголовно-исполнительной системе выступают:

  1. следственные изоляторы (далее СИЗО);
  2. помещения, функционирующие в режиме СИЗО – создаются на базе исправительных колоний и тюрем УИС.

По состоянию на 1 января 2019 г. в УИС имеется 211 СИЗО и 97 помещений, функционирующие в режиме СИЗО. В данных учреждениях на отчетный период содержалось 99722 подозреваемых и обвиняемых [1].

К сожалению, на сегодняшний день так и не решён теоретический вопрос о правовой природе поощрительных норм и их реализации [2, с. 53].
Не определённость в теоретической основе не позволяет в полной мере реализовать их и в практической деятельности учреждений и органов УИС.

Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3] в целях стимулирования правопослушного поведения и исполнения ими своих обязанностей предусмотрел возможность применения к указанным лицам меры поощрения и взыскания. Порядок и основания применения мер поощрения закреплен в ст. 37 вышеуказанного Федерального закона.

Так, за примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры поощрения:

  1. досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
  2. денежная премия за лучшие показатели в работе.

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых предусмотрена частная мера поощрения, а именно возможность демонстрации дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга. На наш взгляд, данная мера поощрения применительно
к несовершеннолетним является достаточно действенной, поскольку повседневная рутина для данных подозреваемых и обвиняемых является трудно воспринимаемой, поэтому её разнообразие положительно влияет на поведенческий компонент.

Денежная премия как мера поощрения не реализуется в силу того, что данные выплаты должны производиться за счёт средств, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых. На сегодняшний день данное положение не реализуется по следующим причинам:

  1. в силу экономического состояния Российской Федерации;
  2. не подготовленности учреждений данного вида к осуществлению самостоятельного производства трудом подозреваемых и обвиняемых.

Данный перечень не может в полной мере простимулировать подозреваемого и обвиняемого к примерному выполнению своих обязанностей.

В целях стимулирования правопослушного поведения подозреваемых
и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, целесообразно расширить перечень предусмотренных законом мер поощрения (ст. 37 Федерального закона), включив в него:

  1. объявление благодарности;
  2. увеличение продолжительности прогулки;
  3. разрешение дополнительного свидания с родственниками.

Благодарность носит больше морально-мотивационный характер и должна побуждать совершать дополнительные положительные поступки.

Необходимо рассмотреть предоставление дополнительного времени для прогулки для разных категорий лиц:

  1. для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей до трех лет, не установлены ограничения по прогулке;
  2. для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых прогулка не может быть меньше двух часов;
  3. все остальные подозреваемые и обвиняемые, в том числе и выдворенные в карцер пользуется правом прогулки не менее одного часа.

Необходимо отметить, что большинству категорий лиц дополнительные часы прогулки могут вызвать заинтересованность в соблюдении установленных режимных требований.

Поскольку подозреваемому и обвиняемому в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона разрешено не более двух свиданий в течение месяца с родственниками и близкими и то по решению органа, в котором находится уголовное дело, то возможность предоставления дополнительного свидания может стать дополнительным стимулом для подозреваемых и обвиняемых.

Нововведения позволят администрации следственного изолятора применять меры поощрения к большему числу подозреваемых и обвиняемых, индивидуализировать работу с заключенными под стражу. Несомненно, не все категории вышеперечисленных лиц встают на путь исправления, поэтому необходимо расширить и перечень мер взысканий, применяемых к подозреваемым и обвиняемым. Статьей 38 Федерального закона предусмотрены две меры дисциплинарного взыскания:

  1. выговор;
  2. выдворение в карцер или в одиночную камеру.

Данные взыскания не позволяют дифференцированно подходить к правонарушителям. В силу того, что какого-то достаточно только предупредить, а некоторым лицам и выдворение в карцер будет небольшой мерой воспитательного воздействия. Поэтому предлагается дополнить меры взыскания такими взысканиями как:

  1. предупреждение;
  2. внеочередное дежурство по уборке помещения.

Такое взыскание как предупреждение будет носить как юридическое воздействие, то есть лицо будет считаться подвергнутым дисциплинарному наказанию, так и морально-правовое воздействие.

Внеочередное дежурство, на наш взгляд, будет больше воздействовать на моральную сторону подозреваемого и обвиняемого, что может положительно отразиться на его поведении.

Таким образом, при включении данных поправок, на наш взгляд, процесс воспитательной работы с подозреваемыми и обвиняемыми будет строить гораздо проще, хотя бы, потому что ассортимент мер поощрений и взысканий расширится, и можно будет индивидуализировать применение данных средств в зависимости от личности и мотивации подозреваемого и обвиняемого.


Библиографический список
  1. http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/, -официальный сайт ФСИН России (дата обращения: 26.01.2019).
  2. Мухтарова Ю. Ш. О мерах поощрения и взыскания, применяемых к осужденным в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. – С. 53.
  3. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: [Федер. закон от 15 июля 1995 ред. от 28 дек. 2016 № 103-ФЗ] // Рос.газ., № 29, ст. 37.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «eXtreme132»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация