АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Болотов Александр Сергеевич1, Попов Владимир Иванович2
1ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС Рос-сии, магистрант
2ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС Рос-сии, кандидат технических наук, доцент кафедры пожарной безопасности объектов защиты

Аннотация
Данная статья посвящена одному из перспективных вариантов развития государственного пожарного надзора как независимая оценка пожарного риска являющейся одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Проведенное исследование позволяет определить преимущество в проведении на объекте защиты пожарного аудита перед проведением федерального государственного пожарного надзора. Определена проблема в том, что в настоящее время независимая оценка пожарного риска, не имеет разъяснений по основным этапам ее проведения и полноте информации, которая должна содержаться в отчетной документации, что позволяет формально и неоднозначно подходить к содержанию и наполнению установленных разделов заключения и к проведению самих этапов независимой оценки пожарного риска. Определяются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Болотов А.С., Попов В.И. Аудит пожарной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88530 (дата обращения: 19.04.2024).

МЧС Российской федерации, в соответствии с современными требованиями, уделяет особое внимание вопросам развития государственного пожарного надзора.

В целях снижения нагрузки на бизнес МЧС внедряет формы негосударственной оценки соответствия для замещения государственного контроля (надзора): аудит, декларирование, сертификация продукции. Одним из нововведений по развитию надзора является независимая оценка пожарного риска, проводимая организациями, имеющими аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. По данным на  01.07.2018 года на территории России насчитывается более 2750 организаций, имеющих аккредитацию на проведение данных экспертиз.

В соответствии ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1], формами оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности являются:

  • аккредитация;
  • федеральный государственный пожарный надзор;
  • независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
  • декларирование пожарной безопасности;
  • подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
  • приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
  • исследования (испытания);
  • производственный контроль;
  • экспертиза.

Результатом проведения независимой оценки пожарного риска является заключение с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности либо в случае их несоблюдения (отсутствия технической возможности их выполнения) разработка мер по обеспечению исполнения условий, при которых объект будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Независимая оценка пожарного риска призвана решить ряд таких задач как:

  • объективная оценка пожарной безопасности на объекте защиты, без участия федерального пожарного надзора;
  • снижение нагрузки на инспекторов надзорной деятельности и сосредоточении их внимания на особо важных и более сложных объектах;
  • разработка экспертной организацией и согласование с собственником оптимальных, экономически обоснованных и эффективных мер по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты.

Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам, утвержденным МЧС России (для всех зданий, сооружений и пожарных отсеков различных классов функциональной пожарной опасности):
Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» [2] ;
Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах») [3].
Неоспоримым преимуществом проведения независимой оценки пожарного риска при обследовании является неограниченное, нормативными актами, пребывание эксперта на объекте и как следствие более полное и детальное выявление нарушений. В то время как пребывание инспектора федерального государственного пожарного надзора на объекте и процедура проверки – строго регламентированы. Договорные отношения между собственником и экспертом имеют ряд положительных особенностей, влияющих на проведение обследования объекта защиты. Собственник уже не скрывает информацию, так как заинтересован в выявлении и устранении нарушений. Независимая оценка пожарного риска позволяет собственнику объекта защиты своевременно оценить состояние пожарной безопасности объекта, не дожидаясь прихода инспектора. Также при проведение независимой оценки риска дает собственнику следующие преимущества:
- при проведении пожарного аудита не применяются штрафные санкции за нарушение требований пожарной безопасности, как при проверках органами ГПН;
- при внеплановых проверках составляется только акт о том, что на объекте проведен аудит;
- разрабатываются мероприятия, компенсирующие отступления (нарушения) от действующих норм, что позволяет минимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности объекта;
- на основании плана устранения выявленных нарушений определяются приоритетные направления финансирования;
- снижаются страховые сборы при страховании объекта недвижимости от пожара и ответственности перед третьими лицами при пожаре.

Также в соответствии с постановлением правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности является одним из условий понижения категорий риска объекты. Что учитывается при формировании ежегодного плана плановых проверок органами ГПН.

При всех положительных моментах проведения независимой оценки пожарного риска, существуют также и определенные недостатки, например:

Неопределённость термина «Объект защиты», в части целей и объекта применения НОР. Возможны 2 варианта:

Первый вариант – это одно или несколько зданий, принадлежащих одному собственнику. НОР проводится в отношении всех зданий, и в целом весь объект освобождается от плановых проверок.

Второй вариант- у собственника имеется часть помещений в здании, которые не выделены в отдельный пожарный отсек. Проведение НОР в отношении только этих помещений противоречит Методикам [2, 3], а проведение оценки всего здания без заключения договоров с другими собственниками противоречит требованиям Правил [4], кроме того, в этом случае нет возможности получения необходимых исходных данных. В этом случае инициатор аудита должен договариваться со всеми обственниками, и все они должны заключить договоры на проведение НОР с одной и той же  экспертной организацией. Если этого ему не удастся, воспользоваться возможностью проведения пожарного аудита, т.е. собственник лишается права выбора условия подтверждения соответствия объекта, предоставленного ему законом.

Так, нормативными документами и нормативно-правовыми актами, определена только основная структура заключения о независимой оценке пожарного риска и основные этапы проведения аудита пожарной безопасности. В соответствии с нормативными документами регламентирующие проведение независимой оценки пожарного риска в заключении должна быть указана информация о состоянии пожарной безопасности на объекте:

  • описание объекта защиты;
  • анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
  • обследование объекта защиты (информация о состоянии пожарной безопасности объекте);
  • информация о возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара;
  • условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • информация о проведенных исследованиях, испытаниях, расчетах, экспертизах и расчетах, по оценке пожарного риска.

На сегодняшний день независимая оценка пожарного риска, как альтернатива проведению проверок федеральным государственным пожарным надзором, не имеет разъяснений по основным ступеням ее проведения и полноте имеющейся информации, которая содержится в отчетной документации, что позволяет формально и неоднозначно подходить к содержанию и наполнению установленных разделов заключения и непосредственно к проведению самих расчетов пожарного риска. Формирование разделов заключения и полнота их содержания не определены нормативными документами. Полнота и наполняемость разделов заключения, четко не регламентирована и представляется только общим, без конкретных моментов. Эксперт и экспертная организация сами решают какие моменты отражать в заключении, а какие можно не указывать. Это дает возможность экспертной организации сделать выводы только только по тем моментам, при которых выдается положительное заключение, часть требований или их невыполнение останется на совести организации, проводившей экспертизу. На сегодняшний день эти моменты регламентируются частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно  – нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности). Данное нарушение закона влечет привлечение к административной ответственности должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Кроме того, одним из возможных путей решения проблемы, в рассматриваемой ситуации, является формирование единых требований при проведении независимой оценки пожарного риска с детальным рассмотрением проблемных моментов.

Для решения данных задач необходимо определить минимально необходимый перечень и объем информации, содержащейся в установленных разделах заключения по результатам проведения независимой оценки пожарного риска. Так, по результатам обследования объекта защиты, анализу заключений по независимым оценкам пожарного риска, а также замечаний сотрудников надзорной деятельности выполняющих государственную услугу по приему копий заключений. В разделах заключения должна содержаться в обязательном порядке информация о системе предотвращения пожара, системе противопожарной защиты и комплексе организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте. А именно информация по:

  • генплану (территории);
  • объемно-планировочным и проектным решениям по объекту;
  • строительным конструкциям и противопожарным преградам;
  • эвакуационным путям и выходам;
  • системам обнаружения, оповещения и управления эвакуацией людей;
  • системе противопожарного водоснабжения (внутреннего и наружного);
  • автоматическим установкам пожаротушения;
  • системе противодымной защиты;
  • системе отопления;
  • системе вентиляции;
  • системе кондиционирования;
  • системе коллективной защиты;
  • системе газоснабжения;
  • системе энергоснабжения и электрооборудования;
  • технологическому процессу;
  • противовзрывной защите;
  • категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности;
  • противопожарному режиму;
  • мероприятиям и техническим решениям, обеспечивающим успешное тушение пожаров.

Методика должна содержать все эти разделы, по каждому разделу должны быть разъяснения, для того что бы и эксперт, и люди, оценивающие его работу, могли оценить состояние пожарной безопасности на объекте защиты.

Методика позволит решить ряд таких вопросов как:

  • представление развернутого, прозрачного заключения о состоянии пожарной безопасности на объекте;
  • обосновать и регламентировать минимально необходимый перечень информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, подлежащий рассмотрению при составлении заключения о независимой оценке пожарного риска.

Такая методика по проведению оценки соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска позволит повысить качество, единообразие и полноту заключений. Более четко и последовательно определит содержание заключения с учетом оценки противопожарного режима и поспособствует развитию данного вида надзора.


Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30 (часть I), ст. 3579.
  2. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённая приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 (с изменениями на 2 декабря 2015 года).
  3. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утверждённая приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404 (в ред. Приказа МЧС РФ от 14.12.2010 № 649).
  4. Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304.
  5. Собакин Ф.С. О повышении эффективности системы независимой оценки рисков // Технологии гражданской безопасности. – 2010. – Т. 7. – №4.-С. 112-113.
  6. Колесников П.П. Нормативное регулирование независимой оценки пожарного риска (Аудита пожарной безопасности), декларирование пожарной безопасности. // Пожаровзрывобезопасность, т. 19, №2, 2010, С. 2-10.
  7. Карпенко Д.Г., Яковлев К.Н., Соколов Б.В. Ответственность за независимую оценку пожарного риска на объектах защиты // Технологии техносферной безопасности: Научный интернет журнал АГПС МЧС России. – М.: 2014. – №3 (55).
  8. Карпенко Д.Г., Яковлев К.Н. Роль независимых экспертных организаций в системе обеспечения пожарной безопасности страны // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Научный журнал ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России. – Воронеж.: 2014. – №1. – С. 408-411.
  9. Дешевых Ю.И., Макаревич А.А. Независимая оценка рисков в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, принципы организации, проблемы и перспективы развития // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 5. – №3. – С. 13-16.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Болотов Александр Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация