ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена организационной культуре организации. Были проанализированы ее аспекты, характеристика и роль в современном обществе. Были исследованы уровни изучения организационной культуры и ее значимость в современном предприятии.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Понятие и структура организационной культуры // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88223 (дата обращения: 14.03.2024).

Организационная культура – это система ценностей, идей, символов, убеждений, образцов поведения сотрудников предприятия, разделяемая коллективом организации и придающая общий смысл действиям её работников [18].

Организационная культура объединяет цели, принципы и норм, свойственные компании, стиль управления, а также концепции развития предприятия. Организационная культура задаёт рамки, в пределах которых сотрудник может свободно принимать решение на каждом из уровней управления, задаёт приделы использования ресурсов организации, определяет ответственность сотрудников, задаёт направление компании, способствует адаптации новых членов организации на новом месте работы. Корпоративная культура влияет на формирования поведения отдельных членов организации.

Роль организационной культуры чрезвычайно важна, как видно из вышенаписанного.  Корпоративная культура – это огромная составляющая успеха организации. Это мощный стратегический инструмент в руках умелого руководителя, позволяющий с лёгкостью мобилизовать все усилия во время кризиса компании.

Актуальность данной темы очевидна, так как организационная культура – эта основа успеха организации, опытные руководители в первую очередь формируют корпоративную культуру, преступая к руководству компанией.

Степень влияния организационной культуры на успех фирмы пока неизвестна, но совершенно ясно, что результаты деятельности работников фирмы зависят от ценностей, которые утверждает корпоративная культура на предприятии. Компания, игнорирующая человека, будь то работник, клиент или партнер определённо не является успешной.

Основой организационно культуры являются потребности личности и потребности организации. Как правило, двух одинаковых организационных культур не существует.

Организационная культура содержит в себе множество аспектов, которые наглядно иллюстрирует рисунок 1:

 

              Рисунок 1.  Концептуальная иллюстрация множественности аспектов организационной культуры.

Организационная культура представляет собой определённую структуру, так как состоит из набора символов, ценностей, ориентиров, которые  помогаю работникам фирмы справляться с профессиональными проблемами. Э. Шайн, теоретик и практик менеджмента, основатель научного направления «Организационная психология», автор работ по организационной культуре, рассматривал организационную культуру по трем уровням, как видно из рисунка 2.

                 Рисунок 2. Три уровня изучения организационной культуры (по Э. Шайну)

Рассмотрим каждый уровень подробнее. С первого «поверхностного», или «символического» уровня начинается познание организации. Поверхностный уровень организационной культуры включает в себя, как видно из рисунка 2, следующие факты внешней среды: технология и архитектура, применяемые в организации, язык, лозунги и т.д. , то есть всё то, что человек может воспринимать и ощущать через органы чувств. На данном уровне явления и вещи организационной культуры легко обнаружить.

Второй уровень организационной культуры по Э. Шайну-это «подповерхностный» уровень. На данном уровне изучаются верования и ценности работников организации, то, как они отражаются в символике организации.

Третий уровень организационной культуры-это «глубинный» уровень. Даже работникам организации трудно осознать базовые предположения, которые содержит «глубинный» уровень организационной культуры. Он требует детального, специального сосредоточения, поэтому чаще всего работники принимают предположения, направляющие их поведение и характеризующие организационную культура, на веру.

Коммуникация необходима для социализации работника в организации, а для этого необходимо овладеть её уникальным языком. Коммуникация-это сложный и всепроникающий процесс. Как правило, устная информация, обмен мнениями на практике более эффективны, чем письменные документы: объявления, предписания, т.к. коммуникация возможна только при обмене отправителя и получателя.

По поведению сотрудников можно оценить состояние корпоративной культуры в организации. Имидж организации бывает внутренний, тот имидж организации, который сложился у её работников, и внешний имидж, т.е. сложившийся у клиентов, партнёров, конкурентов организации.


Библиографический список
  1. Шаталова Н. И. Организационная культура: учебник для вузов / под ред. Шаталовой Н. И. – М.: Издательство Экзамен, 2011. – 463 с.
  2. Стеклова О. Е. Организационная культура : учебное пособие / Автор-составитель О. Е. Стеклова. – Ульяновск : УлГТУ, 2014. – 110 с.
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. —5-е изд. стереотипн.—М. : Магистр : ИНФРА М, 2014.—576 с.
  4. Драчева Е.Л. Менеджмент : учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов. — 13-е изд., стер. —М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация