СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению форм предварительного расследования в отечественном законодательстве и проведению их сравнительного анализа. В исследовании описывается современное состояние органов предварительного расследования на территории Российской Федерации. Рассмотрены сроки и порядок производства предварительного следствия и дознания, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Структура органов предварительного расследования в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/07/90142 (дата обращения: 29.03.2024).

Предварительное расследование – это урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность, осуществляемая уполномоченными государственными органами и должностными лица, по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого раскрытия преступлений, изобличению и привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения вреда, причиненного совершенным преступлением [1].

Предварительное расследование является самостоятельной стадией досудебной части уголовного судопроизводства, начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к производству, заканчивается составлением обвинительного акта, заключения и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд. Суд принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах уголовно-процессуального законодательства.

Предварительное расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания, соответствующим образом производиться следователями и дознавателями [2].

Таблица 1 – Органы предварительного расследования

Предварительное следствие

Дознание

1. следователи Следственного комитета Российской Федерации;

2. следователи органов ФСБ России;

3. следователи ОВД России.

2. дознаватели ОВД России;

3. дознаватели пограничных органов ФСБ России;

4. дознаватели органов ФССП России;

5. дознаватели органов государственного пожарного надзора  федеральной противопожарной службы;

6. дознаватели таможенных органов Российской Федерации.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое обязательно по делам:

  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.

Предварительное расследование в форме следствия производится в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дел. В необходимых случаях, срок предварительного следствия может быть продлен:

  • руководителем следственного органа по городу, району или руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного (до трех месяцев).
  • руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ и руководителем или заместителями специализированного следственного органа по субъекту РФ, в том числе и военного (до двенадцати месяцев);
  • Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями  (продление срока не имеет ограничений).

Срок проведения предварительного следствия включает время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу [3].

Необходимо выделить, что на сегодняшний день в России законодателями ведется поиск путей оптимизации (сокращения) сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Предварительное расследование в форме следствия проводит следователь, наделенный законодательно необходимыми полномочиями. В силу большого объема или сложности производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе с привлечением должностных лиц органов, производящих оперативно-розыскные мероприятия, в этом случае все процессуальные решения принимает руководитель следственного органа [4].

Следователь – это должностное лицо, уполномоченный осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Следователь уполномочен:

  • возбуждать уголовное дело;
  • принимать уголовное дело к производству или направлять его прокурору;
  • собирать и исследовать доказательства;
  • устанавливать факт преступления и лица, виновного в его совершении;
  • самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий;
  • давать органу дознания поручения о производстве следственных или иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, временном отстранении от должности, приводе, аресте, о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Если прокурор признает необходимым, то предварительное следствия может вестись и по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов дознания.

Предварительное расследование в форме дознания должно быть закончено в срок, не превышающий тридцати суток со дня возбуждения уголовного дела. Дознание производится по уголовным делам, не представляющим большой сложности в собирании доказательств лица, виновного совершении преступления. В некоторых случаях, в том числе связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, с производством судебной экспертизы срок дознания может быть продлен:

  • военным прокурором и прокурором города, района и их заместителями (до шести месяцев);
  • военным прокурором и прокурором субъекта РФ (до двенадцати месяцев).

Орган дознания выполняет целый ряд регламентированных задач:

  1. осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая имеет обеспечительный характер для уголовного судопроизводства;
  2. обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  3. функционирование в сфере административной деятельности;
  4. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  5. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Тем не менее, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не допускается возложение полномочий по проведению предварительного расследования в форме дознания на то лицо, которое осуществляло или осуществляет по данному уголовному делу оперативно-розыскную деятельность. Дознаватель вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, а также принимать процессуальные решения. По окончании предварительного расследования в форме дознания дознаватель составляет обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания. Обвинительное заключение вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения и передаётся в суд [2].

Итак, основными отличиями процессуальных форм предварительного расследования преступлений являются:

  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  •  процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.

Таким образом, предварительное следствие и дознание не только тесно взаимосвязаны между собой, образуя в целом специфическую систему досудебного производства, но и обусловливают друг друга, в связи с чем нельзя судить о первичности возникновения формы предварительного расследования. Сущность взаимодействия следователей с дознавателями при расследовании общественно опасных деяний выражается, прежде всего, в коллегиальном расследовании и раскрытии преступлений, в самостоятельном выполнении каждым своих обязанностей и согласованности действий при соблюдении законности. Предварительное следствие и дознание являются взаимодополняемыми и равнозначными институтами досудебного производства.


Библиографический список
  1. Афанасьев А.Ю. Основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования и ее современное состояние // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. № 8-2.
  2. Жукова Н.А., Диденко О.В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // ППД. 2015. № 1.
  3. Козодаев А.В. Дознание как форма предварительного расследования // Достижения науки и образования. 2018. № 5 (27).
  4. Наметкин Д.В. Демократические новеллы и перспективы реформирования деятельности органов предварительного расследования // Юридическая техника. 2014. № 8.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация