Сюрреализм – модное направление в искусстве, возникшее в начале 20 века. Первоначально сюрреализм проявил себя в литературе, затем перешагнул в изобразительное искусство и кинематограф [1].
Сам термин «сюрреализм» возник, когда французский поэт Гийом Аполлинер (1880-1918) использовал его в 1917 году в аннотации к драме «Сосцы Тиресия», повествующей о превращении женщины в мужчину, а мужчину в женщину [3].
В некотором смысле, сюрреализм является наследником символизма с его вниманием к тайным знакам и иносказаниям. Однако, символисты использовали систему общепринятых культурных символов и знаков (например, роза как символ любви), то сюрреалисты доводили иносказательность до абсурда. На первый взгляд, их полотна выглядели совершенно бессмысленно, тогда, как в этом и был некий секрет – сочетание всех деталей, которые в совокупности вызывали неповторимые эмоции в душе. Здесь либо улавливаешь замысел художника, либо нет [2].
В чем же была цель сюрреалистов? В освобождении человеческого разума при помощи иррациональности, в возвышении над обыденным и общепринятым. Сюрреалисты считали, что для достижения данной цели не может быть «недостойных» или «нехудожественных» приемов [2].
Начиная с 1920-х годов, сюрреализм активно распространяется по Европе и Америке. Данный термин становится популярным, так принято называть всё странное и абсурдное [3].
В художественной среде сюрреализм развивался в двух направлениях. Приверженцы первого, такие как Макс Эрнст (1891-1976) или Жоан (Хуан) Миро (1893-1983), считали, что участие творца в создании собственного произведения должно быть минимальным. К примеру, Эрнст создавал многие свои полотна при помощи раскачивания дырявой банки краски над холстом. То есть произведение создается совершенно автоматически [1].
Другой лагерь сюрреалистов, ярким представителем которого являлся Сальвадор Дали (1904-1989), ставил на первое место как можно более точное перенесение на холст различных образов, возникших во сне, под влиянием гипноза или под влиянием различных стимуляторов [1].
Для многих сюрреализм стал не только направлением в искусстве, но и способом существования: например, эксцентричные выходки Сальвадора Дали были известны также, как и его полотна. На одной из выставок он появился в костюме водолаза, объяснив это тем, что ему предстоит «погружение на глубину подсознания» [3].
Вскоре сюрреализм пошел дальше: так, мексиканка Фрида Кало (1907-1954) добавила в свое творчество народные, фольклорные мотивы, а бельгиец Рене Магритт (1898-1967) изображал самые обыденные вещи, но сочетал и располагал их так, что они обретали странный облик. К примеру, на его картине 1928 года «Влюбленные» изображены мужчина и женщина – они целуют друг друга, но головы окутаны тканью [3].
Так или иначе, сюрреализму было суждено стать одним из самых популярных напрвлений в искусстве 20 столетия [3].
Библиографический список
- Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).
- Ортега-и-Гассет Х. Искусство в настоящем и прошлом. – М.: Весь мир, 1997.
- Мосин, И.Г. Сюрреализм. Энциклопедия. Спб., 2005. 320 с.;
Количество просмотров публикации: Please wait