УДК 371.2

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Еретнова Евгения Павловна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
Статья просвещена описанию истории развития становления инклюзивного образования в РФ. Проведенный историко-педагогический анализ позволил рассмотреть основные этапы развития инклюзивного образования в России, начиная с Х века и по настоящий период, описать основные особенности формирования инклюзивного образования и выделить исторические этапы. Была дана характеристика и описание каждого этапа. Инклюзивное образование в России, которое основывается на опыте прошлых столетий, а также на опыте зарубежных стран, быстро развивается и идет в ногу со временем, не смотря на проблемы и трудности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Еретнова Е.П. К вопросу об истории становления инклюзивного образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/07/89881 (дата обращения: 13.09.2020).

История инклюзивного образования уходит далеко в прошлое. Начиная с этана становления Руси, лица с психо-физическими особенностями были лишены возможности получить образование. Общественность не уделяла особого внимания их обучению [1].

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья резко изменилось в 19 веке. На территории Российской империи появились учебные заведения для людей с различными нарушениями. Первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище для глухонемых» было открыто в г. Павловске около Санкт-Петербурга в 1806 г. В нем обучалось 12 человек. Год спустя, открылось первое в стране образовательное учреждение для лиц, лишенных зрения. Что касается обучения умственно отсталых, то методики для обучения таких особенных детей стали начали развиваться значительно позже. В 1854 г. для детей с задержкой умственного развития и другими психическими заболеваниями в г. Риге была создана первая школа-интернат. Образовательные учреждения для особой категории детей перестают быть частными и получают государственную поддержку и субсидии.

В 20 веке правительство принимает закон об обязательном всеобщем начальном образовании, благодаря чему развивается система образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Дети с задержкой развития поступают во вспомогательные школы, где обучаются по облегченным программам, сроки обучения для них были увеличены и отвечали индивидуальным потребностям каждого ученика. К 1917 г. вспомогательные школы были открыты во многих крупных городах, таких как: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Вологда, Киев, Курск, Екатеринбург, Харьков, Москва, Саратов. Образованием таких детей реализовывалось не только в школах. Они могли проживать и получать образование и трудовые навыки в государственных и церковных приютах, специальных учебно-воспитательных заведениях. В данный период в практике коррекционно-реабилитационной работы закладываются основы управления процессом предупреждения и преодоления недостатков в психическом развитии и отклонений в поведении детей и подростков.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  началось лишь в конце 50-х гг. 20 века.  В этот период в Москве и Ленинграде появились первые школы, первоначально предназначавшиеся для детей, перенесших полиомиелит.

Специальное образование стало развиваться активнее. В процесс обучения были включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями. Позже началось обучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Получив возможность обучаться в учреждениях среднего общего образования, лица с ОВЗ столкнулись с барьерами в получении высшего образования. Высшие учебные заведения не были готовы к приему инвалидов, не были разработаны методики, не учтено техническое и физическое оснащение учебного процесса.

Для преодоления этой ситуации в России сложились уникальные школы коррекционной педагогики и дефектологии, были приняты законодательные акты, закрепляющие право всеобщего обучения, и росло число учреждений, в которых принимали лиц с психофизическими отклонениями.

В научно-организаторской деятельности, направленной на развитие психолого-педагогической и дефектологической науки в начале столетия, активное участие принимали известные российские ученые: В. П. Кащенко, А. С. Макаренко, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев и др.

В начале 20 века в Петербурге были созданы Педагогический и Психоневрологический институты. Инициатором стал В. М. Бехтерева. В данных учебных заведениях  предусматривалась подготовка образованных педагогов и врачей. В Москве при участии А. П. Нечаева была создана Педагогическая академия. Главной целью академии была подготовка высококвалифицированных педагогов и организаторов воспитательной работы с детьми.

Проблемы реализации инклюзивного (в то время «коррекционного») образования обсуждались на съездах ученых в период с 1906 по 1916 гг. Однако, несмотря на высокий уровень активности педагогической общественности, вопросы обучения и воспитания дефективных детей оставались недостаточно изученными [2].

Одним из наиболее активных сторонников защиты и воспитания детей с особенностями был Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943). Он являлся основоположником российской дефектологической науки и создателем коррекционной педагогики. Он и его научная школа разрабатывали вопросы о сущности детской дефективности, классифицировали проблемы и предложили пути их решения и коррекции. И другой великий ученый затрагивает в своих трудах суть инклюзивного образования и поиск условий для обучения. Физиолог И. П. Павлов считал, что нет ничего невозможного и недостижимого, важно создать соответствующие условия для детей с особыми потребностями. В это время глубоко изучаются вопросы психологии умственно отсталых детей, публикуются и изучаются методики западноевропейских ученых, разрабатываются положения и нормативные документы учреждений для детей с глубокой умственной отсталостью, рекомендации для педагогов и воспитателей. Методики и подходы, разработанные В. М. Бехтеревым, В. П. Кащенко и другими, сложились в уникальную отечественную школу коррекционной педагогики и дали возможность исследовать особенности обучения детей с умственной отсталостью [3,4].

В 20 веке лица с инвалидностью получили право на доступ к высшему образованию. Первый центр обучения инвалидов с проблемами слуха появился в МГТУ имени Н. Э. Баумана. Первые студенты с нарушениями слуха поступили в это учебное заведение в 1934 году. Они обучались в отдельной группе в специальной аудитории. Помогали им в обучении сурдопереводчики. Следующие наборы слабослышащих и глухих учащихся уже проводились на основе общих вступительных экзаменов. Студенты свободно перемещались по училищу и вливались в студенческий коллектив.  В период 1992—1994 гг. для слабослышащих и глухих учащихся была разработана специальная образовательная программа. Позже в рамках социального государственного заказа был создан Головной учебно-исследовательский и методический центр Министерства образования России. Базовыми принципами в обучении лиц с инвалидностью в Головном научно-исследовательском и методическом центре МГТУ имени Н. Э. Баумана были и остаются наличие реабилитационной составляющей. Учебное заведение дает возможность обучаться более 200 студентам с нарушениями слуха, получать реабилитационное сопровождение [4].

В СССР инклюзивное образование не нашло поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования. В экспериментальном виде оно длительное время существовало лишь как предмет исследования в НИИ дефектологии АПН СССР. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране в 1980 – 1990 гг. С начала 90-х годов 20 века ряд образовательных учреждений в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) начал осуществлять работу в режиме интеграции, однако системное внедрение инклюзивного образования получило только в недавнее время.

После распада СССР инклюзивное образование вступило в новый этап развития. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования “Ковчег” (№1321). Осенью 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате данного проекта в 11-ти регионах  страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции: в 1995 г. и в 1998 г.. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе курсов «Основы специальной педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» в учебные планы педагогических вузов года с 1 сентября 1996 [8].

Таким образом, в статье были рассмотрены основные этапы развития инклюзивного образования в России, начиная с Х века и по настоящий период, описаны основные особенности формирования инклюзивного образования и выделены исторические этапы. Была дана характеристика  и описание каждого этапа.


Библиографический список
  1. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. М., 2006.
  3. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции // Директор школы. Экспресс-опыт. 1999. №4.
  4. Гудонис, В. П. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2006. №3.
  5. Зарубина, И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 5.
  6. Кузьмин, М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М, 2006.
  7. Пенин, Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики  // Инклюзивное образование. 2010. № 9.
  8. Полат, Е. С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002.
  9. Ульенкова, У. В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы // Коррекционная педагогика. 2008. № 4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация