УДК 346

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ И РАБОТЫ ПОЛИГОНА ПО ВЫВОЗУ ТБО

Сакович Олег Александрович
Смоленский государственный университет
студент второго курса Естественно-географического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена систематизации документооборота при строительстве и мониторинга операционной работе полигонов для вывоза ТБО. Проведенный анализ позволяет утверждать, что на данный момент правовой аспект документооборота для строительства и работы полигонов разработан, но соблюдается не всеми организациями. Причин отказа от легализации в работе полигонов достаточно много. Поэтому необходим комплексный подход к решению этой проблемы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сакович О.А. Разрешительная документация для открытия и работы полигона по вывозу ТБО // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89618 (дата обращения: 03.02.2020).

Многие люди считают, что полигон ТБО – это огромная гора сваленного мусор, который перегнивает под открытым небом и отравляет все живое вокруг. Но это субъективная оценка, основанная на личном восприятии данного объекта. В действительности это сложно организованное сооружение, функции которого не только хранить, но и безопасно утилизировать отходы. Причем утилизируются отходы разного качества и агрегатного состояния. Однако, на ряду с официально работающими полигонами ТБО, есть масса не контролируемых свалок мусора, которые влекут рост проблем экологического характера. Чтобы сократить глобальный рост проблем и сделать пригодной землю, где хранились отходы, для дальнейшего использования, необходимы обустроенные специальные полигоны для мусора.

В РФ на данный момент порядка 1000 полигонов, также примерно 15000 санкционированных и 17000 несанкционированных свалок, и самое важное около 13000 несанкционированных мест размещения отходов.

Суммарная площадь всех легальных и нелегальных площадок по сбору мусора в нашей стране можно сравнить с территорией ряда европейских государств, таких как Нидерланды (4,15 миллиона га), Швейцария (4,12 миллиона га), и превосходит площади стран Молдавия (3,4 миллиона га), Бельгия (3,3 миллиона га), Израиль (2,2 миллиона га), Словения (2,0 миллиона га), Кипра (0,9 миллионов га).

Около 91% отходов образуется в результате полезных ископаемых, 4,3% — приходится на металлургию, 1,5% — на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 0,3% — на строительство, 0,6% — на химическое производство, 2,3% — на остальные отходы, включая твердые бытовые отходы.

По статистическим данным государственной корпорации «Ростехнологии», являющейся крупнейшим игроком рынка мусоропереработки в стране, на территории России скопилось более 30,9 миллиардов тонн неутилизированных отходов. И динамика, к сожалению, не положительная, количество неутилизированных отходов ежегодно увеличивается более чем на 60 миллионов тонн.

Анализирую статистику Министерства природных ресурсов России несложно посчитать, что каждый россиянин ежегодно создает порядка 400 килограммов отходов в год. А если проанализировать данные в аспекте семьи, к примеру, состоящей из четырех человек, то получается, что за год семья выбрасывает порядка 150 килограмм разного рода пластмасс, примерно 100 кило макулатуры, и около 1000 стеклянных бутылок.

Однако, основная мусорная проблема в России заключается не только в постоянном увеличении объемов ТБО, но и в неумении или в нежелании властей этими отходами грамотно распорядиться. По данным компании «Ростехнологии» как минимум 40% от всего собранного мусора в стране ничто иное как ценное вторичное сырье. Но перерабатывается лишь не более 7-8% бытовых отходов, оставшейся мусор вывозится на полигоны и продолжает гнить, создавая неблагоприятные экологические условия. И пока эта проблема решается, необходимо оптимизировать как правовой, так и экологический подход в открытии новых и работе действующих полигонов.

Понятие полигон ТБО, как говорилось ранее – это целый комплекс, созданный для реализации работ по обеззараживанию, складированию и переработки мусора. Существует ряд стандартов и требований к данному сооружению:

Хранить отходы необходимо изолированно, чтобы создать максимальную санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Конструкция должна быть построена с учетом целостного подхода к процессам происходящим на всех этапах работы с мусором (скорость и объемы выделения газов, увеличения количества отходов, уплотнение их специальной техникой и т.д.), обеспечивая статическую устойчивость ТБ. Прорабатывается необходимость дальнейшего использования (рекультивации) земельного участка, ранее занимаемого полигоном.

Законодательная база для Проектирования полигонов для отходов определена действующим законодательством РФ. Основой являются три документа:

Санитарные правила и нормы (СанПиН).

Гигиенические требования к устройству и содержанию ТБО.

Строительные нормы и правила (СНиП).

В строительных нормах изложены все требования к устройству и эксплуатации полигонов.

Регламентированные нормативные документы, которые должны быть указаны в инструкции по сбору и утилизации бытовых отходов также отражены в этой нормативной документации.

Основные тезисные положения СанПиН 2.1.7.1038-01 (Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов) [Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.]

Компания, которая планирует начать работу на полигоне должна разработать четкий регламент. А также продумать режим работы полигона, с учетом норм. Также компания должна спланировать организацию контроля за движением и распределением отходов в действующей зоне полигона. Продумать цикл технологического процесса, обеспечивающий плановую изоляцию отходов.

Полигоны твердых бытовых отходов принимают мусор от жилых помещений, общественных организаций, предприятий сферы услуг и другие неопасные отходы.

Для безопасной утилизации и обезвреживания твердых, жидких и пастообразных отходов, которые несут в себе радиоактивную угрозу, организуются специальные полигоны в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.

На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений.

На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Санитарно-гигиенические требования необходимо учитывать также при сборе и сортировке отходов.

Для начала работы полигона необходимо выбрать участок, подходящий по всем пунктам законодательной базы, сделать проект и его согласовать.

Критерии выбора мест для размещения полигонов ТБО:

полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона не менее 500 м (СНиП 2.07.01-89*, табл.12).

Полигоны не должны размещаться на территориях зон охраняемых природных объектов и природных ландшафтов

полигоны не должны размещаться в местах с возможной опасностью загрязнения поверхностных и подземных вод на площади размещения полигона не должно быть проявлений активных природных процессов (оползни, обвалы и т.д.) полигоны не должны размещаться вблизи взлетно-посадочных зон аэродромовполигоны запрещено размещать в 1 и 2 поясах санитарной зоны водозаборов подземных источников центрального питьевого водоснабжения полигоны не должны размещаться в зонах отчуждения под наземные и подземные коммуникации.

На этапе начала проектирования необходимо сделать инженерно-экологические изыскания. Далее необходимо провести согласования в Росприроднадзоре. После выбора участка под полигон проводятся различного рода изыскания и исследования (выполняются топографическая съемка, геологические, гидрогеологические изыскания и санитарные исследования). Основой предпроектной работы должен быть план участка в масштабе 1:1000 с горизонталями через 1 м. План участка хозяйственной зоны, инженерных сооружений и внешних коммуникаций составляется в масштабе 1:500 с горизонталями через 0,5 м (проект внешних сетей большой протяженности может выполняться в масштабе 1:1000). Далее информация о геологических исследованиях дает возможность определить порядок напластования, мощность и состав пород, слагающих основание полигона, коэффициенты фильтрации грунтов всех разностей. Эти исследования проводят на глубину не менее 10 метров.

В приоритете по гидрогеологичсеким условиям участки с глинами, тяжелыми суглинками, обязательно наличие грунтовых вод. Желательно чтобы расположение этих грунтовых вод было на глубине более 2 м.

Для полигона рассматривают площади, которые ранее были заняты карьерами. Это дают возможность минимальной экологической нагрузки на еще не тронутые природные ландшафты. Эти участки должны быть свободные от ценных пород деревьев, овраги и другие территории. Анализ гидрогеологичсеких исследований указывает уровень грунтовых вод с учетом направления их потоков. Для защиты полигонов от потоков поверхностных вод необходимо провести расчет водоотводных канав. Необходимо собрать также сведения об интенсивности и испаряемости атмосферных осадков и площади водосбора.

Результаты геологических и гидрогеологических изысканий анализируются и на основании этого составляются: планы по локации скважин, литологических профилей. Далее делается заключение гидрогеолога о пригодности исследуемого участка под полигон ТБО и рекомендации по инженерной защите окружающей среды.

Для обоснования требуемой площади участка (складирования ТБО) необходимо рассчитать проектируемую вместительность полигона. Расчет ведется с учетом удельной обобщенной годовой нормы накопления ТБО на одного жителя (включающей ТБО из учреждений и организаций), количества обслуживаемого полигоном населения, расчетного срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТБО на полигоне.

Для оптимизации работы полигона необходимо продумать подъездные пути. Дорога должна соединять имеющуюся транспортную артерию (магистраль) с зоной складирования ТБО.

Подъездная дорога должна быть с двумя полосами движения. Технические параметры и категоричность дороги должны быть определены на основании и с учётом интенсивность грузопотоков в сутки.

Для сохранения экологической стабильности на территории полигона и площадей вокруг необходимо разработать проекты мониторинга. Данный проект должен включать ряд разделов: мониторинг водных артерий, атмосферных потоков, почвенно-растительного сообщества, шумовой эффект загрязнения, план управления процессами на полигоне, дающий возможность обеспечения экологически безопасной работы полигона при возникновении опасности.

Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с контролирующими органами.

Система мониторинга должна включать устройства и сооружения за контролем состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, растений и шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона.

По согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы для контроля за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона.

Таким образом, для организации деятельности полигона ТБО необходимо приложить массу усилий и соблюсти все законодательные базы, что не всегда удается недобросовестных организациям. Поэтому достаточно большое количество несанкционированных свалок на территории ряда регионов РФ.

Но, особо хочется отметить, что проблема организации полигонов ТБО, а также мониторинга за их работой практически полностью решена в Смоленской области.

В настоящее время в области построено 17 полигонов ТБО. Такие показатели являются одними из лучших, как в Центральном федеральном округе, где Смоленская область занимает 4-е место, так и по Российской Федерации в целом. 13 объектов — полигонов ТБО на территории Смоленщины (в Гагаринском, Сафоновском, Рославльском, Починковском, Новодугинском, Шумячском, Краснинском (Гусино), Духовщинском, Вяземском, Дорогобужском, Руднянском районах, а также в городах Смоленске и Десногорске) включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.1.3.2630-10″Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58)
  2. Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений” (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)
  3. ГАОУ ДПО КО «Региональный центр подготовки персонала ТЕТРАКОМ»
  4. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козъяков и др.- М.: Высш. Школа, 1999.- 448 с.
  5. Инженерная экология и экологический менеджмент / Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2003. – 527 с.
  6. Экология и жизнь. Науч.-образов. журн. М.: Изд-во АНО «Журнал «Экология и жизнь».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сакович Олег Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация