КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО

Кокарева Марина Евгеньевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Грибина Галина Александровна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья раскрывает основные компоненты педагогической системы А.С. Макаренко, среди которых имеют место целевой, коммуникативный и оценочно-результативный компоненты. Кроме того, в статье выделены основные принципы педагогической системы педагога.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарева М.Е., Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Федосеева Л.А., Илюшина Е.С. Компоненты педагогической системы А.С. Макаренко // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89812 (дата обращения: 18.04.2024).

Большую часть проблемы воспитания играет воспитание детей. Однако взрослый человек также нуждается в дальнейшем развитии, относительно своего характера или профессионального образования.

Антон Семенович Макаренко – один из лучших педагогов мира по признанию ЮНЕСКО. Его педагогические положения и идеи находятся в гармонии в любое время и при любых условиях, когда речь заходит о воспитании человека. Как известно, основные педагогические мысли зарождались у Макаренко в XX веке в период его главенства над трудовой колонией для малолетних правонарушителей. Именно поэтому главенствующим фактором процесса воспитания педагогической системы является труд [1].

Целевым компонентом педагогической системы советского педагога заключается в цели воспитания, а именно в воспитании человека-коллективиста с твердой гражданской позицией, человека-общественника. Главным образом процесс воспитания проходит внутри коллектива, в котором формируется собственный опыт каждого из участников. Коллективная деятельность детей должна как можно полнее выражать жизнь общества, быть частью этого человеческого общежития. Если коллективная деятельность порождается из потребностей жизнедеятельности данного коллектива, то она будет выполняет воспитательную функцию. Организация коллектива должна быть построена так, чтобы ребенок в нем выступал в качестве хозяина и организатор собственной жизни.

Ключевая идея педагогической системы советского педагога основывается на гармонии трёх социальных структур, среди которых личность, коллектив, общество. В такой системе ребёнок – творец собственной жизни [2].

Коммуникативный компонент заключается во взаимоотношениях между участниками коллектива. Исходя из основных принципов воспитания, среди которых уважение, искренность, открытость, можно сделать вывод, что общение строится   по законам любви, заботы и поддержки. Ребёнок учится ответственности как за себя, так и за всех в коллективе.

Кроме того, по мнению Макаренко в обращении к детям нужно придерживаться «чувства меры в любви и строгости, в ласке и суровости». Другими словами, требовательная любовь, которая строится из того, чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Педагогика для Антона Семеновича имела большое значение, признавая её самой сложной диалектической наукой. Именно педагогика обуславливает целью воспитания развитие достойных всесторонне развитых людей. Советский педагог конкретизировал эту цель, склоняясь к воспитанию патриотов, образованных членов общества, которые обладали бы честью и достоинством, были дисциплинированны, организованны и стойки. Говоря о содержательно-организационном компоненте можно выделить принципы педагогической системы [3].

Во-первых, это принцип параллельного действия, в котором осуществляется требование коллектива как «один за всех, все за одного». Макаренко считал, что действую на коллектив можно воздействовать на личность ребёнка. То есть воздействие осуществляется не непосредственно, а опосредованно – через членов коллектива.

Во-вторых, из первого принципа вытекает принцип индивидуального действия, который наоборот строится на непосредственном влиянии педагога на конкретного ребёнка. В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех».

Кроме имеющихся принципов Макаренко выделял «закон движения коллектива», который основывается на перспективе коллектива. Если коллектив складывается без позитивной перспективы, то успеха такой коллектив не принесет. Коллективу необходимо двигаться вперед, добиваться высоких целей, оказывая влияние на личность каждого из членов этого коллектива.

Ключевым фактором воспитательного процесса для педагогической системы советского педагога является труд. В своих «Лекциях о воспитании детей» он утверждал, что правильное советское воспитание просто невозможно представить как воспитание нетрудовое. Вместе с тем, Макаренко придавал значение дисциплине и находил её в тесной связи с воспитанием стойкости и твердости характера.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Примеры развития таких умений мы находим в книге «Флаги на башнях» [4].

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Оценочно-результативный компонент: среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». В педагогической литературе А.С. Макаренко представляется в двух ипостасях: стратегом авторитарной педагогики и заботливым воспитателем, осуществляющим на практике идею воспитания всесторонне развитой личности. Сторонники первой точки зрения подвергают критике методы поощрения и наказания, применяемые А.С. Макаренко, называют его методики «тюремной педагогикой» (так, например, в качестве наказания педагог применял систему штрафов, «арестов», были введены даже «детские суды», которые и выносили наказания). Другие исследователи педагогического наследия А.С. Макаренко считают, что его воспитательная система, основанная на коллективных началах, ни в коей мере не противоречит развитию личностных начал в воспитанниках, более того – культивирует такие качества личности, как самостоятельность, принципиальность, чувство ответственности и инициативность.


Библиографический список
  1. Симатова Татьяна Васильевна А. С. Макаренко о хозяйственно-трудовом воспитании в семье // Вестник ТГУ. 2007. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-s-makarenko-o-hozyaystvenno-trudovom-vospitanii-v-semie (дата обращения: 18.06.2019).
  2. Лузгин Сергей Александрович Личность воспитателя в социально-педагогической системе А. С. Макаренко // Человек: преступление и наказание. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-vospitatelya-v-sotsialno-pedagogicheskoy-sisteme-a-s-makarenko (дата обращения: 18.06.2019).
  3. Пивченко Владимир Петрович Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современный взгляд // Сибирский педагогический журнал. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kollektiv-v-vospitatelnoy-sisteme-a-s-makarenko-istoricheskiy-kontekst-i-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 18.06.2019).
  4. Тюгаева Нина Алексеевна, Стурова Маргарита Павловна Педагогическое наследие А. С. Макаренко и проблемы пенитенциарной педагогики // Человек: преступление и наказание. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-a-s-makarenko-i-problemy-penitentsiarnoy-pedagogiki (дата обращения: 18.06.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кокарева Марина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация