ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена закономерностям и принципам воспитательного процесса. В статье дано определение «принципы воспитания», а так же представлены и раскрыты шесть основных принципов воспитания. Также в статье представлены основные закономерности воспитания.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д. Закономерности и принципы воспитательного процесса // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89785 (дата обращения: 13.03.2024).

Многие важные аспекты процесса воспитания раскрываются благодаря изучению и анализу закономерностей и принципов воспитания. Знание этих составляющих воспитательного процесса помогают педагогу лучше его понять и осуществить, быть более уверенным, дают опору. Они также позволяют спрогнозировать течение процесса воспитания и предугадать нежелательные ситуации.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Именно на принципы должен опираться педагог при решение важных воспитательных задач. Они регулируют характер поведения педагога или воспитателя, стратегию его деятельности, мотивы его действий.

В педагогической практике выделяют шесть основных принципов воспитания, которые более или менее подтверждены опытом и исследованиями. Все они взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. Одним из основополагающих является принцип гуманистической направленности воспитания на развития личности.

Главная цель воспитания – развитие и раскрытие способностей и качеств человека, формирование его как личности. Отношение педагога к воспитаннику должно быть построено на доверительных отношениях, сотрудничестве. В таком подходе и проявляется гуманизация воспитания.

Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Данный принцип основывается на том, что даже в очень трудном ученике есть положительные качества, способности, черты характера, на которые можно опереться и добиться изменений к лучшему. Педагогу следует порой даже в неправильных поступках, поведении находить возможность похвалить, поощрить, увлечь перспективой. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом опирается на то, что содержание воспитание должно адаптировать молодежь к жизни, к общению в разных группах, разрешению различных конфликтов. Задача педагогов не только дать информацию и знания, но и научить применять ее в жизни.

Принцип общественной направленности подразумевает воспитание педагогом такого типа личности, который востребован обществом и государством. Педагог строит воспитательный процесс в соответствии с государственной стратегией воспитания.

Принцип личностно-ориентированного подхода главной целью ставит направленность на личностные качества, жизненные позиции, ценностные ориентации. Следуя данному принципу, педагог должен хорошо знать индивидуальные качества, черты характера, взгляды и вкусы воспитанников.

Принцип единства воспитательных воздействий (координации усилий) говорит о том, что все сферы, в которых человек воспитывается (семья, общество, образовательные организации), должны работать сообща, дополнять друг другая, увеличивая тем самым влияние на личность. Принципы воспитания имеют общие требования:

Обязательность. Принципы всегда требуют полного и обязательного выполнения, нарушение их ведет к снижению эффективности воспитания.

Комплексность. Одновременное применение всех необходимых принципов на всех этапах процесса воспитания.

Равнозначность. Все принципы равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

Закономерности воспитания – это объективно существующие повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Они выступают как правила или требования, на основе которых необходимо строить

воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания, методов воспитания.

Данная закономерность означает связь всех компонентов процесса воспитания. Все составляющие воспитания должны быть едины, дополнять друг друга, работать в системе, так как несоблюдение их связности делает процесс воспитания неэффективным, нарушает его.

2. Неразрывное единство воспитания и обучения.

Оба процесса направлены на развитие и формирование личности, поэтому они протекают неразрывно, что ведет к хорошим результатам и эффективности.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

Такая закономерность означает, что для формирования полноценной личности недостаточно одних словесных объяснений, необходимо вовлекать воспитанников в деятельность для формирования у них опыта и практических знаний. В педагогике «деятельность – взаимосвязь с окружающей средой, направленная на ее познание, преобразование и одновременно на совершенствование собственной личности субъекта деятельности».

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Это означает, что эффективного формирования и развития личности можно добиться только в том случае, если она проявляет активности и самостоятельность в организуемой деятельности.

5. Проявление гуманности и уважения к личности в сочетании с высокой требовательностью.

Эта закономерность подразумевает то, что отношения между педагогом и воспитанником вызывают у последнего определенные чувства и эмоции, влияя на формирование его личности и развитие. Они должны быть доверительными, сотрудническими, но в тоже время требовать определенные результаты.

6. Необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться успеха.

Основой этой закономерности является стимулирование личности, так как хорошие перспективы роста всегда подстегивают на свершения.

7. Необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.

В каждом воспитаннике есть что-то хорошее, необходимо это найти и, опираясь на это, добиться изменений к лучшему в формировании и развитии личности.

8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Возраст учащихся и индивидуальные особенности, и качества важно знать, так как от них зависит то, как будет построен воспитательный процесс, и какие методы воспитания будут применяться.

Закономерности и принципы играют большую роль в правильном и эффективном построении процесса воспитания. Они помогают лучше понять структуру воспитания, а именно закономерности определяют принципы и выражают через них требования к содержанию, методам и формам воспитательного процесса.


Библиографический список
  1. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 2016
  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 2010.
  3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2017


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анисимова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация