УДК 37

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ФГОС

Татаренко Дарья Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
студентка 4 курса

Аннотация
Целью статьи является проектирование технологических карт содержания учебно – воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» для обучающихся 7-х классов. В результате исследования ФГОС и рабочей программы по предмету «Физическая культура» В.И. Ляха, были разработаны: годовой план – график и тематическое планирование, на основе которых были спроектированы технологические карты разной направленности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Татаренко Д.А. Технологическая карта как форма проектирования уроков по физической культуре в рамках ФГОС // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/05/89460 (дата обращения: 03.02.2020).

Современная система обучения обусловливает необходимость постоянного поиска путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.  Поэтому разработка и внедрение новых технологий является необходимым условием для достижения успехов в педагогической деятельности [5].

Образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования [8].

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает детям средства для саморазвития, создавая детям условия приобретения ими знаний, умений и навыков [7].

Реализующийся новый стандарт связан с принципиальными изменениями деятельности учителя и ученика. Теперь неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
А.Г. Асломова дает следующее определение «универсальным учебным действиям» в широком смысле – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2].
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: [1, 3, 4]
1. Личностные универсальные учебные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация).
2. Регулятивные учебные действия – обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, оценка и др.)
3. Познавательные универсальные учебные действия - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
4.  Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Целевым ориентиром в работе учителя  физической культуры является достижение образовательных результатов учеников и воспитанников. В условиях реализации современной образовательной парадигмы педагогу по физической культуре необходимо не просто реализовывать содержание предмета «Физическая культура» с предметными результатами, но также формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.
Предметные результаты, которые учитель традиционно формирует на своем уроке, представляют собой двигательные и интеллектуальные действия, которые позволяют обучающимся решать свои учебные (урочные и неурочные) задачи. Они реализуются, развиваются и совершенствуются именно в сфере физической культуры и спорта.

Другое дело метапредметные образовательные результаты,  представляющие собой результаты деятельности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, которые могут применяться обучающимися в процессе обучения другим предметам и могут быть перенесены в повседневную жизнь.

К метапредметным образовательным результатам относятся универсальные учебные действия, которые помогут школьнику в любой момент жизни самому организовывать процесс познания себя и окружающего мира.

Одним из значимых достижений современного подхода к образованию в школе является то, что главными образовательными результатами в нем являются личностные результаты, которые связаны с формированием личности ученика, то есть его мировоззрения, жизненных планов и целей, социально-значимых качеств характера, мотивов и форм поведения. Эти образовательные результаты являются плодами реализации физического воспитания в широком смысле этого слова.
В настоящее время, учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам.
По мнению И.А. Нестеровой технологическая карта – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. [4]
И.М. Логинова и Г.Л. Копотева считают, что технологическая карта это – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся [6].
Технологическая карта урока представляет собой многокомпонентный документ, при помощи которого педагог реализует своё видение планирования урока в условиях подачи того или иного материала.
Этапы работы над технологической картой подразделяются на 2 части:

I часть:

  • Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  • Формулировка цели деятельности учителя.
  • Обозначение типа урока.

Различают следующие типы урока:

–        Уроки с образовательно – познавательной направленностью (учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя).

–        Уроки с образовательно – обучающей направленностью (на уроках обучающиеся осваивают учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения).

–        Уроки с образовательно – тренировочной направленностью (используются для развития физических качеств; проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки).

  •  Формулировка планируемых образовательных результатов.
  •  Методы и формы обучения (иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод обучения; метод проблемного изложения в обучении; частичнопоисковый, или эвристический метод обучения; исследовательский метод обучения).

Формы взаимодействия (фронтальная; групповая; индивидуальная; круговая тренировка).

  • Применяемые образовательные ресурсы.

II часть:
–        Название этапа урока (организационный этап; актуализация знаний; изучение нового материала или совершенствование старого; первичное осмысление и закрепление; итоги урока – рефлексия).
–        Задания и упражнения.
–        Деятельность учителя.
И.М. Логинова и Г.Л. Копотева считают, что деятельность это – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесооб­разное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятельности и, следовательно, неотъемлемой характе­ристикой деятельности является ее осознанность [6].
–        Деятельность учащихся.

  • выполнение указаний учителя (команд, упражнений);
  • соблюдать правила техники безопасности на уроке;
  • соблюдать дисциплину и технику выполнения двигательного действия на уроке;
  • слушать и обсуждать учебный материал;
  • отвечать на вопросы учителя в ходе педагогической деятельности.

–        Формы взаимодействия.
–        Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
–        Виды контроля.

Проектирование технологических карт направлено на планирование педагогического взаимодействия учителя и обучающихся в учебно – воспитательном процессе. Необходимость составления карты с учетом требования ФГОС второго поколения, является формой перспективного планирования учебного процесса.

В результате проделанной нами работы, можно сделать следующее заключение, что анализ научных и методических источников показал, что педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Артюгина Т. Ю.  [и др.]. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / авт.-сост. Т. Ю. Артюгина [и др.]. — Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. —30 с.
  2. Асмолова А. Г.  Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли . – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  3. Гончарова Н.В., Абрамян Г.С.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС/ под ред. Гончарова Н.В., Абрамян Г.С. – Стандарты второго поколения, 2018 г.
  4. Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144.
  5. Курамшин Ю.Ф.  Теория и методика физической культуры / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2003. – 464 с
  6. Логинова И.М.  Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС – 2011 – №12 – С. 12-18
  7. Приказ от 17 декабря 2010г. Федеральный государственный  стандарт основного общего образования: Приказ от 17 декабря 2010г. – М.: Минобрнауки,2010г. – 50с.
  8. Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 Министерство образования и науки РФ. Об утверждении ФГОС основного общего образования.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Татаренко Дарья Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация