НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СО СЛУШАТЕЛЯМИ МАГИСТРАТУРЫ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Манжула Елена Вячеславовна
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, г. Москва

Аннотация
В настоящее время в военном ведомстве активно внедряется проект «Электронный вуз», который предусматривает автоматизацию основных направлений деятельности учебных заведений Минобороны РФ, в том числе применение электронных учебников при реализации образовательных программ различных уровней. В статье раскрываются особенности применения электронных учебников при проведении практических занятий по правовым дисциплинам в военном вузе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Манжула Е.В. Некоторые возможности применение электронных учебников при проведении практических занятий по правовым дисциплинам со слушателями магистратуры в военном вузе // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89156 (дата обращения: 29.03.2024).

Одним из важных направлений деятельности Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров. В своем выступлении на селекторном совещании 1 марта 2016 года в Национальном центре управления обороной РФ Министр обороны РФ заявил: «Офицеры должны обладать фундаментальными теоретическими знаниями и практическими навыками для выполнения своих обязанностей в войсках. Сегодня необходимо расширять доступность военного образования, создавать условия для самообразования военнослужащих». С этой целью в военном ведомстве активно внедряется проект «Электронный вуз». Важной составляющей «Электронного вуза» являются электронные учебники, использование которых позволяет повысить интенсивность учебного процесса и улучшить качество военного образования.

Электронные учебники (ЭУ), основанные на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала, становятся одним из основных элементов учебно-методического обеспечения учебной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования МО РФ [1].

Разрабатываемые профессорско-преподавательским составом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГиСЭД) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации электронные учебники по правовым дисциплинам представляют собой учебно-методические комплексы, включающие не только учебник, но и справочник нормативных правовых актов, хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу, банк контрольных вопросов и заданий.

Рассмотрим некоторые возможности применение ЭУ при проведении практических занятий по правовым дисциплинам.

Практические занятия - форма организации образовательного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения нормативно-правовых источников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.

Рисунок 1. Роль и место электронного учебника при проведении практических занятий

Таким образом, ЭУ обеспечивает ознакомление с теоретическим материалом, тренировку, объективный пошаговый контроль всех действий обучающегося, предоставляет правовую, справочную информацию, сервисные функции и активно используется при проведении практических занятий педагогами кафедры.

Повышение активности слушателей на практическом занятии с применением электронного учебника обусловлено следующими факторами:

  • необходимостью выполнения индивидуального варианта учебного задания;
  • высокая вариативность заданий;
  • мгновенной обратной связью (идет оценка каждого шага обучения: подтверждение правильного действия обучающегося или объяснение правильного хода решения в случае ошибки);
  • оценкой итогов выполнения учебного задания непосредственно на занятии (с учетом общего числа вопросов, количества правильных ответов и числа попыток ответа на один и тот же вопрос);
  • красочностью и наглядностью представления учебной информации на экране дисплея;
  • атмосферой состязания, обусловленной групповой компонентой занятия [2].

При этом электронный учебник должен содержит достаточное количество заданий, чтобы при необходимости, преподаватель мог давать повторные и дополнительные задания по той же теме.

Методические приемы использования электронного учебника

Рисунок 2. Основные методические приемы использования электронного учебника на практических занятиях кафедры

Практика использования электронных учебников на практических занятиях по правовым дисциплинам кафедры показала, что их достоинствами являются: во-первых, их мобильность, может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, во-вторых, доступность связи с развитием локальной компьютерной сети академии, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний.

Подготовка и разработка качественных учебных, учебно-методических и информационно-справочных материалов во многом определяются педагогическими знаниями разработчика, тем, насколько они владеют методикой обучения, навыками системного подхода при проектировании дидактических материалов для электронных учебников, умением пользоваться некоторыми средствами информационных технологий и т.д. Одним словом, задача, стоящая перед всеми авторами-разработчиками по созданию электронных учебников, с одной стороны, относительно сложная, многообразная, обширная и трудоемкая, но с другой стороны, актуальная, творческая и интересная [3].


Библиографический список
  1. Единый стандарт электронного учебника: утвержден Министром обороны Российской Федерации 29 сентября 2015 года. М.: ОАО «12 центральная типография», 2015.
  2. Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам: утверждены статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2016 года. М.: ОАО «12 центральная типография», 2016.
  3. Манжула Е.В., Шляпников С.В. Практика использования электронных учебников на занятиях по правовым дисциплинам со слушателями магистерских программ военной академии // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий». В 5-ти частях. 2017. URL: http://issledo.ru (дата обращения 23.04.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Манжула Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация