ОСВЕЩЕННОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗАЙН-ЭРГОНОМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПОМЕЩЕНИЙ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ

Кощавка Ирина Владимировна1, Бутова Алла Павловна2
1ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», Донецк, старший преподаватель кафедры сервиса и гостиничного дела
2ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры», Макеевка, старший преподаватель кафедры проектирования зданий и строительной физики

Аннотация
В статье рассмотрены закономерности влияния света и его распределение на качество внутренней среды помещений гражданских зданий, решения функциональных и композиционных задач в зависимости от вида освещения для конкретных условий.
Сделаны выводы о том, что освещенность является одной из важнейших составляющих дизайн – эргономического показателя качества интерьера помещений гражданских зданий.
Поставлена задача на проведение следующего этапа исследований, а именно определение качества комфортности внутренней среды гражданских зданий с учетом световой составляющей и разработка рекомендации по ее повышению.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кощавка И.В., Бутова А.П. Освещенность как один из показателей дизайн-эргономического качества внутренней среды помещений гражданских зданий // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89117 (дата обращения: 29.03.2024).

Наиболее емкое понятие, характеризующее качество внутренней среды помещений, — это комфортность, т.е. совокупность таких групп свойств, как гигиена, функциональность и безопасность [1]. Улучшение микроклиматических параметров внутренней среды гражданских зданий является важной проблемой современной архитектуры, и должно рассматриваться как с научной, так и с практической точек зрения.

Понятие комфортности внутренней микроклиматической среды складывается из нескольких составляющих, важнейшими из которых являются: температурно-влажностный режим, световой режим, шумовой режим, а также циркуляция воздуха и воздухообмен [1].

Ранее авторами публиковались статьи по методике квалиметрической оценки качества интерьера помещений гражданских зданий [3]. В связи с этим возникла необходимость подробнее раскрыть один из показателей качества интерьеров, их освещенность [6]. При определении дизайн-эргономических качеств помещений квалиметрическим методом необходимо выявить и точно знать показатели качества, составляющих основу расчетов [5].

Работая над оценками дизайн-эргономических качеств интерьеров, рассматриваются следующие качественные показатели:

- художественная, образная и декоративная выразительность, соответствие времени и моде;

- целостность и гармоничность композиции – пластического решения формы интерьера;

- гармоничное соответствие ансамбля «человек – интерьер» и его элементов;

- рациональность освещения интерьера и соответствие параметров микроклимата оптимальным значениям [3].

Несмотря на то, что приведенные показатели достаточно точно характеризуют свойства интерьера и могут быть описаны средствами и свойствами композиции в сфере дизайна и нормативами эргономики, оценки экспертов будут субъективными [4]. Поэтому, для более объективной оценки качества интерьера, особенно экспертам, необходимы глубокие и всесторонние характеристики рассматриваемых показателей.

Целью этой работы является рассмотрение вопросов, характеризующих влияние света на качество внутренней среды помещений, то есть определение эргономических показателей качества интерьера, таких как рациональность освещения.

Свет является главным естественным условием зрительного восприятия взаиморасположения объектов в пространстве. При хорошем освещении у людей возникает чувство уверенности, надежности, а при плохом наоборот – беспокойство, физическая усталость и т.д. Одновременно со своим прямым, целевым назначением, в интерьере освещение играет еще и художественную роль, которая свойственна только световому феномену [11].

Искусственное освещение является важнейшим элементом интерьера, в помещениях гражданских зданий выполняет утилитарную и эстетическую функции. Гигиенические нормы, обеспечивающие нормальную зрительную работоспособность, человека определяет утилитарная функция, а архитектурно-художественные и дизайнерские требования – эстетическую.

Форма светильников и их светораспределение – основные составляющие искусственного освещения. Благодаря им можно подчеркнуть внутреннее пространство и тектоническую систему, масштабность интерьера, а также обеспечить единство его стилистического решения [8].

Основная цель организации искусственного и естественного освещения – создание зрительного комфорта: обеспечение оптимальных зрительных условий для осуществления той или иной человеческой деятельности.

Действие света определяют законы физики: сила света, расстояние от источника и угла падения светового луча оказывают влияние на освещенность. Свет – необходимый фактор в процессе проектирования, создания и практической реализации любого интерьера. К основным характеристикам света с точки зрения использования в интерьере наиболее важные -  интенсивность, равномерность и цвет освещения [10].

Интенсивность света определяется светотехническими свойствами используемого источника, но в тоже время на нее влияет форма, вид, материал, примененного средства экранирования, способность материала светильника пропускать и поглощать свет, что позволяет влиять на интенсивность света в помещении. Яркое освещение подчеркивает тени и контуры предметов и визуально сокращает восприятие расстояния. Слабое освещение и рассеянный свет размывают резкие контуры и визуально отдаляют предметы. Ясное освещение и интенсивный свет подчеркивают живое, энергичное, праздничное настроение, а мягкое и приглушенный свет – расслабляют и успокаивают [7,10].

Выбор интенсивности света зависит от функциональности и вида деятельности, выбранной в том или ином помещении. Максимальная интенсивность требуется в кабинетах и на кухне, где кроме основных источников света можно использовать локальные.

Выбор светильника влияет на восприятие общего цвета стен, мебели и других предметов, на общую атмосферу помещения и настроение. Цветом стен и поверхностей предметов, а также с помощью белого или цветного освещения можно изменять восприятие размеров поверхностей и объемов, и корректировать общее впечатление [8]. Спектральный состав света влияет на цвет предметов в положительном или отрицательном смысле. В интерьерах жилых помещений лучше всего обращаться к теплому свету, в нежилых, общественных помещениях – холодному (люминесцентные лампы).

Оптимальный источник искусственного освещения в помещениях гражданских зданий – классическая лампа накаливания или галогенные лампы, излучающие мягкий, ясный, не слепящий свет. Хотя свет люминесцентных ламп приближен к естественному дневному свету и часто оказывает такое же влияние, они еще модифицируют и меняют цвет предметов. Применение различных источников света в одном помещении не только обеспечивает температурное регулирование цветового воздействия освещения, но одновременно помогает лучше различать отдельные предметы в интерьере. Кроме своего функционального назначения оно усиливает художественный эффект света [9].

Хорошо зная психическое воздействие цветного освещения на человека и его настроение, можно сознательно использовать свет в интерьере [3]. С помощью эстетических и оптических эффектов цветовой климат среды можно менять, совершенствовать, достигая оптимальных результатов, как в художественном, так и в психологическом и гигиеническом отношении.

Иногда в силу некоторых обстоятельств и неправильного проектирования освещения возможно возникновение слепящего эффекта. Он создается в результате чрезмерного контраста яркости открытых источников света (прямой эффект), а также при отражении света от оконных поверхностей и элементов интерьера (косвенный эффект) [10]. Световую среду следует проектировать так, чтобы избежать данного явления. Для этого можно изменить направление падения света на зеркальную поверхность или повысить рассеивающую способность отражающей поверхности.

Качество освещенности помещения определяет его зрительную комфортность, которая зависит от выбранного приема освещения [8].

При выборе приема освещения необходимо определить виды источников света, их расположение и светораспределение, форму и декоративность. Следует отметить, что объемно – пространственное решение помещений и его функции в современных условиях играют определяющую роль в формировании искусственного освещения. В помещениях гражданских зданий могут использоваться как общие, так и местные системы освещения.

В решении интерьера свет помимо освещения – основного своего назначения, может выполнять и композиционные функции [10]. С помощью освещения можно рационально зонировать помещение, например, детскую комнату зрительно разделить на зону отдыха и зону игр и обучения. Для решения этой задачи используются методы, одним из них является использование комбинированной системы освещения. Тогда встроенные точечные светильниками обеспечивают общее освещение, а подвесные и настенные – местное [7].

Освещение существенно влияет и на декоративную отделку интерьера. С его помощью можно не только выделить декоративные элементы интерьер, но и усилить эффект их применения. Вместе с тем свет сам может быть декоративным элементом [3]. В таком случае используются яркость, световой ритм, цветность, с помощью которых создается иллюзия декоративной отделки поверхности.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что в создании интерьера важно освещение не само по себе, а решение некоторых композиционных задач, тесное взаимодействие освещения с другими элементами интерьера и функциями помещений.

Композиционные задачи решают такие приемы, как полное соответствие освещенности санитарно-гигиеническим и архитектурно-художественным требованиям. Художественная и эстетическая составляющие реализуются через влияние света на восприятие цветового решения интерьера, подчеркивания применения произведений живописи, скульптуры, элементов декоративного и прикладного искусства, мебели и озеленения. Зонирование помещений, форма светильников и их местоположение определяют функциональность и рациональность использования площади помещений.

Решение этих задач учитывается при определении комплексной оценки качества внутренней микроклиматической среды, основными составляющими которой являются: температурно-влажностный, световой и шумовой режимы.

Таким образом, освещенность является одной из важнейших составляющих дизайн – эргономического показателя качества интерьера помещений гражданских зданий.

Следующим этапом исследований является определение качества комфортности внутренней среды гражданских зданий с учетом световой составляющей и разработке рекомендации по ее повышению.


Библиографический список
  1. ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях. МНТКС, 1998. – 15 с.
  2. ГОСТ Р 56274-2014 Общие показатели и требования в эргономике. ООО “НИИ “Интерэкомс”, 2016. -26с.
  3. Гавриленко В.Н. Методика дизайн-эргономической оценки интерьера гостинично-ресторанного хозяйства// Оборудование и технологии пищевых производств: сборник ДонНУЭТ. – 2012. – вып 29. Том 1.  – С 238 -244.
  4. Рекомендации по определению комплекса показателей качества жилища. ЦНИИЭП жилища – М:1983. – 29с.
  5. Топольник, В.Г. Технический уровень и сертификация оборудования пищевых производств: учеб. пособие / В. Топольник. – Донецк: ДонГУЭТ, 2003. – 208 с.
  6. Бутова А.П., Кощавка И.В. Определение комплексной оценки комфортности гражданских зданий: монография [Текст] / А.П. Бутова, И.В. Кощавка – LAP LAMBERT Academic Publishing is an imprint of: SIA Omni Scriptum Publishing Brivibas gatve 197, LV-1039, Riga Latvia, European Union – ISBN:978-613-9-90240-8
  7. Никитин В.М., Руководство по контролю качества строительно-монтажных работ / Никитин В.М., Платонов С.А. – СПб.: Изд-во KN, 1998. – 782 с.
  8. Васильев В.М. Управление в строительстве. / Васильев В.М., Панибратов Ю.П, Резник С.Д., Хитров В.А., Уч. для вузов. – М.: изд. АСВ, 1994.-456 с.
  9. Под ред. В.Ф. Александровой Технология и организация реконструкции зданий: Учебное пособие. СПбГАСУ. – СПб., 2011. – 208с.
  10. Под ред. Ю.Б. Айзенберга. Справочная книга по светотехнике. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Знак, 2006г. – 972с.
  11.  Дизайн цвета в интерьере [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lial-design.ru/light.html //, свободный – (18.04.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бутова Алла Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация