УДК 338.242.2

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Радионова Виктория Александровна
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
аспирант

Аннотация
В статье рассматривается понятие и содержание такой категории, как конкурентоспособность транспортной компаний как отдельного звена в логистической цепи в условиях современной экономики государства. Предложен вариант оценки конкурентоспособности транспортных компаний в России с детальным анализом деятельности предприятия с позиции качества предоставляемых транспортно-логистических услуг и ценовой политики. Произведен расчет показателя конкурентоспособности двух транспортных компаний, являющихся лидерами рынка.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Радионова В.А. Исследование и оценка конкурентоспособности транспортных компаний в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/03/88861 (дата обращения: 25.03.2019).

В настоящее время на рынке транспортно – логистических услуг ярко выражено явление конкуренции, в силу огромного количества компаний, предоставляющих одинаковые, схожие услуги, начиная от компаний, которые презенстуют себя с позиции транспортных компаний, не имея при этом на балансе ни одного транспортного средства и заканчивая компаниями «гигантами», в собственности которых свыше тысячи автомобилей. При этом при выборе транспортного оператора из широкого спектра, крайне важно с позиции заказчика обеспечить баланс цены (что позволит снизить конечную стоимость перевозимой продукции) и качества с минимальными рисками срыва или невыполнения поставки вообще или в срок, либо порчи/утраты груза в процессе транспортировки. Для эффективного решения задачи по выбору транспортной компании необходимо проанализировать деятельность компании, оценить риски и ценовую политику, другими словами определить ее конкурентоспособность. 

В широком смысле под конкуренций принято понимать соперничество между двумя субъектами, преследующими одинаковые цели в определенной сфере деятельности [1]. 

Под конкурентоспособностью же понимается способность конкретного субъекта выдержать данное соперничество [3]. При этом показатель конкурентоспособности позволяет оценивать компанию не только с позиции внутренней результативности, эффективности, а также дает оценку текущей деятельности, текущему положению на рынке относительно конкурентов, что в свою очередь отражает уровень конкурентоспособности компании на рынке [2]. 
Для оценки конкурентоспособности транспортных компаний будем использовать такие показатели как: 
1) стоимость перевозки;
2) надежность транспортной компании;
3) своевременность поставки;
4) утрата и порча грузовых мест в процессе транспортировки;
5) гибкость транспортной компании;
6) комплексность предоставляемых услуг;
7) оперативность компании. 

Значение вышеупомянутых показателей и способы их расчета представлены в таблице 1. 

Таблица 1 – Показатели для оценки конкурентоспособности транспортных компаний (составлена автором)

Показатель
Значение
Формула для расчета
1
2
3
4
1 Стоимость перевозки Тариф (цена) за перевозку партии груза в определенном направление. Ps =
где  – минимальная цена, предложенная клиенту от перевозчиков, по заданному маршруту;
 – цена i-го перевозчика по заданному маршруту.
2 Надежность транспортной компании Показатель, характеризующий вероятность выполнения заказа в срок и с исполнением всех заданных условий. Pnd = 
где  – общее количество заявок исполненных перевозчиком;
 – общее количество заявок, поданных клиентом.
3 Своевременность поставки Отражает временные интервалы подачи транспорта под погрузку/выгрузку. Psvr = 
где  – общее количество заявок исполненных перевозчиком без нарушения сроков транспортировки;
 – общее количество заявок, выполненных перевозчиком.
4 Утрата грузового места Повреждение либо хищение грузового места в процессе транспортировки без возможности его восстановления (в случае повреждения) для дальнейшего использования в целях клиента. Pс = 
где  – общее количество заявок;
 – количество заявок, в которых в процессе транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ были утрачены грузы.
5 Порча грузового места Повреждения грузового места в процессе транспортировки с сохранением основных качеств груза и возможности его дальнейшего использования в целях клиента. Pр =  , 
где  – общее количество заявок;
 – количество заявок, в которых присутствует груз, поврежденный в процессе транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ.
6 Гибкость транспортной компании Показатель отражающий способность транспортной компании быстро адаптироваться к меняющимся условиям / среде. Pg =  , 
где  – количество запросов от клиентов, которые были удовлетворенны со стороны организатора перевозок;
 – общее количество запросов на изменения условий в заявках, полученные со стороны заказчика.
7 Комплексность предоставляемых услуг Отражает возможность компании предоставлять сопутствующие услуги клиенту (хранение, упаковка и пр.). Pк = 
где  – объем выполненных дополнительных услуг;
 – объем запрошенных дополнительных услуг.
8 Оперативность компании Скорость отклика компании на срочные/неплановые заказы клиента. Pо = 
где  – выполненные срочные заявки;
 – общее количество обращений от клиентов к перевозке срочных заявок.

В качестве объекта будут выступать две транспортные компании, которые занимают лидирующие позиции на рынке грузоперевозок сборных грузов, назовем их «Компания X» и «Компания Y», при этом отмечаем, что для расчета использовались реальные показатели компаний, лидирующих на рынке транспортных услуг РФ. 
Стоимостной анализ тарифов на перевозку грузов был проанализирован для 8 направлений, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Направления перевозки (составлена автором)

П/п Город отправки Город прибытия П/п Город отправки Город прибытия
1 Владивосток Москва 5 Самара Барнаул
2 Новосибирск Екатеринбург 6 Омск Санкт – Петербург
3 Иваново Челябинск 7 Казань Астана
4 Улан-Удэ Бийск 8 Ковров (Владимирская область) Красная Поляна (Сочи)

При этом для каждого направления рассчитывались различные варианты перевозок: перевозка малогабаритного груза, перевозка средней отправки, авиаперевозка, более подробные детали вариантов перевозки представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Варианты перевозимых грузовых мест (составлена автором)

Вариант перевозки

Вид перевозки

Грузовое место, ед

Габариты, м

Вес , кг

Объем, м3

Общие параметры

1

Автоперевозка

1

0,4/0,4/0,3

5

0,048

Вес 5 кг

Объем 0,048 м3

2

Автоперевозка

5

0,8/1,1/0,4

29

0,352

Вес 475 кг

Объем 3,38 м3

3

1,5/0,6/0,6

110

0,54

3

Авиаперевозка

1

0,3/0,4/0,3

5

0,036

Вес 105 кг

Объем 0,896 м3

1

0,8/0,5/0,75

10

0,3

2

1/0,7/0,4

45

0,28

Результаты проведенных расчетов представим на наглядных графиках (рисунок 1- 3). На всех диаграммах «Компании X» соответствует значение синего цвета, для «Компании Y» – красного.


Рис. 1 – Стоимость перевозки малогабаритного груза «Компания X» и «Компания Y» (составлен автором)

Анализируя данные рисунка 1 стоит отметить, что разница в тарифах в большинстве случаев является незначительной и отличается в интервале 50-200 рублей. «Компания X» в своей деятельности выделяет услугу как малогабаритный груз, которая имеет стандартный тариф для каждого направления, содержащий в себе автоматически стоимости доставки и забора. В направление Казахстана у «Компании Y» имеются собственные терминалы в городе Астана и Алматы, что в значительной степени позволяет снижать стоимость международной перевозки.

Рис. 2– Стоимость перевозки средней отправки груза в «Компании X» и «Компания Y» (составлен автором)

Из рисунка 2 можно сделать вывод о том, что средняя отправка с использованием перевозчика «Компания Y» будет по затратам более оптимальной для клиентов.


Рис. 3– Стоимость перевозки авиатранспортом груза в «Компании X» и «Компании Y» (составлен автором)

Данные рисунка 3 прежде всего отражают выигрыш «Компании X» по отношению к конкуренту «Компания Y» при организации авиа отправок в возможностях и широте географии перевозок, кроме того по стоимости перевозок «Компания Y» является более затратной. 
Таким образом, обобщая данные по стоимостным характеристикам (тарифам перевозок) для клиентом, которые для организации своего бизнеса используют авиа отправки либо же перевозят малогабаритный груз по ценовой политике наиболее привлекательной будет «Компании X», для средних отправок менее затратным будет «Компания Y».
Далее будем рассматривать качественные показатели деятельности транспортной компании. В таблице 4 представлены сроки перевозок и периодичность отправок тех направлений, по которым производилось стоимостное сравнение.

Таблица  4- Графики отправок и сроки перевозок (составлена автором)

Направление

Графики и срок перевозки

«Компания X»

«Компания Y»

Срок перевозки

График отправок

Срок перевозки

График отправки

1

2

3

4

Автоперевозка

Владивосток – Москва

13 дней

3/7

11-14 дней

5/7

Новосибирск – Екатеринбург

3дня

7/7

3-4 дня

5/7

Иваново – Челябинск

5 дней

6/7

4-6 дней

3/7

Улан-Удэ – Бийск

7дней

3/7

8-11 дней

2/7

Самара – Барнаул

5 дней

5/7

5-7 дней

7/7

Омск – Санкт-Петербург

7 дней

6/7

6-8 дней

5/7

Казань – Астана

5 дней

4/7

6-8 дней

3/7

Ковров – Красная Поляна

7 дней

6/7

7-9 дней

4/7

Таким образом, анализируя данные представленные выше в таблице стоит отметить, что периодичность и сроки отправок для конкретных отправлений отличаются в каждой компании, какое то направление может быть интереснее для заказчика, с позиции регулярности отправок и сроков перевозки в «Компании Y», другое в «Компании X».

Для оценки качества и полноты предоставляемых услуг, был проанализирован всех спектр продуктов конкурирующих компании. Такие как : услуга забора и доставки груза, возможность предоставления отдельной машины под заказ и специальной техники, организация погрузочно – разгрузочных работ, доставка сетевым клиентам, услуга наложенного платежа, скорость отклика на заявку, возможность осуществление авиаперевозки, наличия горячей линии и онлайн – консультанта для срочных обращений, наличие личного кабинета пользователя, услуги по страхованию, хранению и упаковке груза, перевозка документов, оповещение о прибытие груза и возможность осуществления кросс-докинга. Подробный анализ представлен в таблице 5. 

Таблица 5 – Показатели качества (составлена автором)

Критерий
«Компания X»
«Компания Y»
1
2
3
Доставка/забор груза (забор/доставка в день подачи заявки, фиксированное время подачи) Осуществляется в день подачи заявки , либо в обозначенную дату клиентом, кроме этого в большинстве случаев отсутствует дополнительная наценка за подачу машины в вечернее время, в выходной день. У клиента есть возможность подать заявку на фиксированное время, за дополнительную стоимость в 200-350 р, в таком случае машины приедет на адрес в получасовой интервал. Происходит на следующий день после подачи заявки клиентом, в некоторых филиал действует забор/доставка в вечернее время и в выходные, однако, имеется дополнительная наценка в размере 1000р.
Прямая машина Компания выделяет индивидуальный транспорт для клиента – прямую машину, также клиент может заказать почасовую машину, еврофуру. Компания выделяет индивидуальный транспорт для клиента.
Предоставление спецтехники Дополнительно при доставке/заборе клиенту по желанию может быть предоставлена спецтехника для погрузки/разгрузки тяжелых, крупногабаритных мест (гидролифт, манипулятор). Дополнительно при доставке/заборе клиенту по желанию может быть предоставлена спецтехника для погрузки/разгрузки тяжелых, крупногабаритных мест (гидролифт, манипулятор).
ПРР Услуга грузчиков оказывается дополнительно по желанию клиента при заборе/доставке груза. Грузы до 5 кг разгружаются бесплатно. Услуга грузчиков оказывается дополнительно по желанию клиента при заборе/доставке груза. При условие, что общий вес груза не более 3000 кг, вес наибольшего места не более 85 кг и длина наибольшего места не более 2м.
Грузы до 15 кг разгружаются бесплатно.
Доставка в гипермаркеты Доставка производится в четко обговоренные сроки с датой авизации. Доставка производится в четко обговоренные сроки с датой авизации. Сотрудничает более чем с 50 сетевыми магазинами.
Наложенный платеж Данная услуга отсутствует. Однако, есть функция блокировки, которая предполагает разрешение выдаче груза грузополучателю только по разрешению грузоотправителя. Предоставляется только юридическим лицам.
Скорость отклика Заявки на перевозки обрабатываются в течение рабочего дня, заявки на экспресс перевозку и доставку день в день обрабатываются в течение часа. Заявки на перевозки обрабатываются в течение рабочего дня.
Авиаперевоз-ки Данная услуга осуществляются практически во все направлениях. Данная услуга осуществляются из пяти городов в общей сложности в более чем 50 направлениях.
Горячая линия Есть call- центры , работающие круглосуточно. Звонок бесплатный. Отсутствует, однако можно обратиться по телефону в любой терминал в рабочее время с 9-18. Платный звонок.
Онлайн консультант Предоставляется на официальном сайте компании. Предоставляется на официальном сайте компании.
Личный кабинет Данная услуга предоставляется. Данная услуга предоставляется.
Отвественное хранение Предоставляется. Предоставляется.
Страхование Стоимость сраховки 35 рублей – при перевозке по минимальной стоимости, 95 рублей – при стоимости выше минимальной. Стоимость страхования 0,1% от заявленной стоимости (минимальная сумма 50р.). Для перевозок в Казахстан 0,3%.
Упаковка На выбор клиента паллетный борт, жесткая упаковка, мешок, воздушно – пузырьковая пленка, картонные коробки, дополнительная упаковка. На выбор клиента паллетная рама, обрешетка, мешок, воздушно – пузырьковая пленка, картонные коробки, паллетирование, стрейч пленка, стреппинг пленка.
Перевозка документов Производится как с грузом, так как и отдельная услуга. Совместно с грузом.
Кросс докинг Данная услуга предоставляется. Данная услуга не предоставляется.
Оповещение При отправке/прибытию груза производит оповещение через смс, личный кабинет, по электронной почте и по звонку. При отправке/прибытию груза производит оповещение через смс, личный кабинет, по электронной почте и по звонку.

Для расчета весового коэффициента по каждому показателю будем использовать метод предпочтений, в качестве экспертов в данном исследование выступали менеджеры высшего и среднего звена, задействованные в транспортной отрасли. В качестве показателей попарного сравнения были представлены показатели конкурентоспособности транспортного предприятия, а именно:

Р1 и Р11 – стоимость транспортных услуг;
Р2 и Р22 – надежность транспортной компании;
Р3 и Р33 – своевременность поставок;
Р4 и Р44 – показатель утраты грузовых мест;
Р5 и Р55 – показатель порчи грузовых мест;
Р6 и Р66 – гибкость транспортной компании;
Р7 и Р77 – показатель комплексности обслуживания;
Р8 и Р88 – оперативность транспортной компании.
Для наглядного примера матрица попранного сравнения представлена ниже (табл.6) :
Таблица 6 – Матрица попарного сравнения показателей (составлена автором)

Показатель/
показатель
Р11
Р22
Р33
….
Рnn
Р1
-
Р2
-
……
-
Рn
-

В исследование было проанкетированного 11 экспертов, в том числе и представили объектов данной статьи. Обработка данных по каждому показателю для каждого эксперта сведена в общей таблице 7.

Таблица 7– Весовые коэффициенты показателей (составлена автором)

Эксперт/ Показатель
Р1
Р2
Р3
Р4
Р5
Р6
Р7
Р8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Эксперт 1
10
11
7
11
7
5
7
6
Эксперт 2
11
10
9
9
7
7
6
5
Эксперт 3
9
10
10
7
7
5
11
5
Эксперт 4
11
9
10
8
5
8
7
6
Эксперт 5
10
8
6
6
5
10
11
8
Эксперт 6
11
10
8
6
5
6
12
6
Эксперт 7
8
8
6
8
8
6
13
7
Эксперт 8
13
10
4
8
7
6
10
6
Эксперт 9
6
9
4
9
9
6
12
9
Эксперт 10
9
11
5
8
8
5
13
5
Эксперт 11
12
10
8
5
7
5
12
5
Сумма
110
106
77
85
75
69
114
68
Квадрат отклонений
484
324
121
9
169
361
676
400
Весовой коэффициент
0,156
0,151
0,109
0,121
0,107
0,098
0,162
0,096

Для расчета степени согласованности мнений экспертов используются коэффициент конкордации, который рассчитывается по формуле [1]:

W = 

где W – коэффициент конкордации;
S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего;

n – число экспертов;
m – число объектов экспертизы.
W =  = 0.5

Полученные данные при расчете коэффициента конкордации говорят о том, что мнение экспертов согласовано, и весовые коэффициенты для показателей оценки конкурентоспособности транспортных компаний можно использовать при расчете показателя конкурентоспособности. 
Для удобства расчетов показателей оценки конкурентоспособности все данные по каждой транспортной компании сведены в таблице 8.

Таблица 8 – Данные по компании (составлена автором)

Показатель
Компания Х
Компания У
Примечание
1
2
3
4
Стоимость:

Минимальная цена

Фактическая цена компании

18 630р

24 500р

18630р

20879р

Для расчета конкурентоспособности транспортных компании по ценовой политике взяли конкретное направление, наиболее оптимальную ценовое предложение по данному направление на рынке было предложено 18 630р.
Надежность
Подано всего заявок
Исполнено всего заявок
1500
1448
1500
1442
Для расчета рассматривалась выборка из 1500 заявок по каждой компании.
Своевременность
Подано всего заявок
Выполнено в срок
1500
1408
1500
1329
Для расчета рассматривалась выборка из 1500 заявок по каждой компании.
Утрата грузовых мест
Общее количество заявок
Количество заявок без утраты груза
2000
1994
2000
1997
Для расчета рассматривалась выборка из 2000 заявок по каждой компании.
Порча грузовых мест
Общее количество заявок
Количество заявок без порчи груза
2000
1934
2000
1908
Для расчета рассматривалась выборка из 2000 заявок по каждой компании.
Гибкость
Общее количество обращений
Количество удовлетворенных обращений

1000

982

1000

903

Для расчета рассматривалась выборка из 1000 заявок по каждой компании.
Комплексность обслуживания
Общее количество заявок с доп. услугами
Количество исполненных заявок

900

884

900

626

Для расчета рассматривалась выборка из 900 заявок по каждой компании.
Оперативность
Общее количество срочных заявок 
Количество исполненных заявок

500

445

500

201

Для расчета рассматривалась выборка из 500 заявок по каждой компании.

Для наглядности полученные результаты расчета сведены в таблицу 9.
Таблица 9 – Значение показателей (составлена автором)

Показатель
Компания Х
Компания У
Стоимость
0,760
0,892
Надежность
0,965
0,961
Своевременность
0,939
0,886
Утрата грузовых мест
0,997
0,999
Порча грузовых мест
0,967
0,954
Гибкость
0,982
0,903
Комплексность обслуживания
0,982
0,696
Оперативность
0,890
0,402

Анализируя данные таблицы 9стоит отметить, что Компании Х выигрывает в ряде таких показателей, как своевременность и оперативность отгрузок, гибкость компании и комплексность обслуживания, но при этом уступает в ценовой политике.
Расчет методам рейтинговой оценки конкуренстоспобности с фиксированными весовыми коэффициентами дал следующие результаты : Компании Х – 0,931 ,а Компания У- 0,844
Анализируя полученные данные, следует отметить, что более конкурентоспособной компанией на рынке являются перевозчик Компания Х. Не смотря на то, что в ряде направлений компания Компания Х по тарифной политике уступает компании Компания У, многие качественные показатели, в том числе комплексность обслуживания, оперативность и гибкость компании позволяют компании компенсировать эти незначительные различия в стоимости транспортных услуг и выступать на рынке грузоперевозок как один из лидеров.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Азоев Г.Л. Конкуренция : анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 208с.
  2. Новикова Т.  В. , Радионова В.А. Разработка модели оценки конкурентоспособности цепей поставок // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2016. – № 1 (17). – с. 125-135.
  3. Портер М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. – М.: Вильямс, 2005. – 495с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Радионова Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация