ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ: БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ И ТЕХНОПАРКИ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Зубков Владимир Николаевич1, Добрынина Анна Юрьевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин факультета права и управления
2Владимирский юридический институт ФСИН России, студент 4 курса факультета права и управления

Аннотация
Статья посвящена вопросам развития инновационной инфраструктуры России. Дается анализ состояния федеральной и региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, выявлены проблемы развития бизнес-инкубаторов Владимирской области и обозначаются пути решения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зубков В.Н., Добрынина А.Ю. Инновационная инфраструктура России: бизнес-инкубаторы и технопарки (на примере Владимирской области) // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/03/88856 (дата обращения: 15.03.2024).

Президент Российской Федерации В.В. Путин в феврале 2018 года на заседании коллегии Генеральной прокуратуры выступил на тему создания комфортного бизнеса [1].

Одной из значимых составляющих, обеспечивающих стимулирование комфортных условий при создании бизнеса, является поддержка его со стороны федеральных, региональных, муниципальных структур. Важную роль в инновационных экосистемах регионов играют такие объекты инновационной инфраструктуры, как технопарки и бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы нацелены на поддержку новых бизнес-проектов на самой ранней стадии, в то время как технопарки сфокусированы на сопровождении компаний на этапе развития и масштабирования высоко-технологичного бизнеса.

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно длительную историю развития технопарков и бизнес-инкубаторов в России, лишь некоторые из функционирующих объектов соответствуют своим определениям. Для многих объектов, формально носящих название «технопарк» или «бизнес-инкубатор», основной деятельностью по-прежнему является сдача в аренду помещений, а не оказание резидентам качественной поддержки в достижении их бизнес-целей.

В то же время, согласно результатам исследования деятельности бизнес-инкубаторов и технопарков России, проведенного компанией E&Y совместно с Российской венчурной компанией, показатели успешности некоторых российских объектов инновационной инфраструктуры могут быть сравнимы с европейскими и американскими аналогами. Таким образом, перед большинством регионов стоит задача повышения эффективности работы своих бизнес-инкубаторов и технопарков до уровня российских лидеров в данной области.

Среди факторов успеха объектов инновационной инфраструктуры можно выделить:

– жесткий отбор резидентов с учетом потенциала их развития;

– опыт сотрудников компаний-резидентов;

– наличие экспертного совета с расширенными полномочиями;

– предоставление широкого спектра технологических и консультационных услуг.

Наиболее распространенными проблемами с точки зрения респондентов стали:

– нехватка квалифицированных специалистов, особенно имеющих опыт предпринимательства;

– дефицит качественных бизнес-проектов;

– недостаток посевных инвестиций и бизнес-ангелов;

– недостаточный спрос на инновации.

Как и в случае с индустриальными парками, технопарки и бизнес-инкубаторы располагаются на территории РФ неравномерно: более половины всех объектов сконцентрировано в Приволжском (далее: ПФО) и Центральном (далее: ЦФО) федеральных округах. При этом ЦФО является лидером среди федеральных округов РФ по числу технопарков, а в ПФО сосредоточено наибольшее количество бизнес-инкубаторов (75 объектов) [2].

Всего в России технопарки развиваются в 60 субъектах: большинство их них сосредоточено в Москве и Московской области (119 технопарков), причем всего по России 205 технопарков [3].

По итогам государственной программы в 11 субъектах РФ развиваются 13 технопарков в сфере высоких технологий общей площадью более 400 тыс. кв. метров. В них создано более 18,5 тыс. рабочих мест [4]. Согласно информации, полученной от представителей региональных ведомств в рамках подготовки обзора компании E&Y «Производственная и инновационная инфраструктура России», в РФ насчитывается 117 технопарков. Структура их специализации выглядит следующим образом: большинство из них ведут деятельность в области высоких технологий, причем 26% в перечне специализаций указывают направление «информационно-коммуникационные технологии» (включая технологии обработки, хранения и анализа данных, компьютерные технологии, телекоммуникационные системы). Около четверти работают в сфере электроники и приборостроения, в том числе 13% специализируются в области биомедицины (включая генную инженерию, фармацевтику, микробиологию), а 12% занимаются химией и нефтехимией. В остальных случаях указано: «другое/разные отрасли» [5].

Также на данный момент в России насчитывается 231 бизнес-инкубатор, однако число активно функционирующих объектов значительно меньше. В частности, в исследовании «Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России» приняли участие 53 инкубатора. Большинство из них подконтрольны региональным или муниципальным властям [6, с. 114]. Еще более четверти респондентов составляют инкубаторы при вузах. Сравнительно небольшое количество частных бизнес-инкубаторов в РФ объясняется значительными рисками, отсутствием правовой базы, сложностями бизнес-модели, невысокой ожидаемой прибыльностью и недостаточной поддержкой частных объектов со стороны государства.

Во Владимирской области развивается 7 технопарков: «ИКСЭл», «Ворша», «АМАНС-Компани», «Автоприбор», «ВлГУ», «Кванториум», «Вольгинский». Так, «ИКСЭл» – крупнейшее во Владимирской области высокотехнологичное предприятие полного цикла с глубокой автоматизацией, высоким уровнем локализации производства и многоступенчатой системой контроля качества по выпуску широкого спектра климатического оборудования, объединяющее в себе три высокотехнологичных производства.

На территории Владимирской области действует государственное автономное учреждение «Бизнес-инкубатор».

В 2019 году во Владимирской области открылся новый центр «Мой бизнес», увеличилось число организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее: МСП), их стало девять (в 2018 – семь):

- четыре фонда (микрокредитная кампания Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства, гарантийный, развития промышленности, Владимир Лизинг);

-областной Бизнес-инкубатор и четыре центра (инжениринговый, центр прототипирования и центр поддержки предпринимательства, поддержки экспорта) [7].

За период с 25.082016 по 05.07.2017 получили поддержку как финансовую, так и нефинансовую – 3684 субъекта МСП Владимирской области [8]. В 2018 году Гарантийный Фонд выдал поручительства 29 предприятиям области на общую сумму более 319 млн. руб. на 31 млн. руб. меньше, чем в 2017 году (350 млн. руб.), что позволило привлечь в бизнес 645 млн. руб. Это меньше чем в 2017 году (800 млн. руб.) [9].

Проблема развития бизнес-инкубаторов состоит в том, что они направляют свою деятельность в основном на предоставление аренды помещений для своих резидентов, а также недостаточно активно привлекают успешных предпринимателей при проведении обучающих тренингов и семинаров. Кроме того реальную финансовую поддержку предприниматели не всегда могут получить из-за сложной процедуры доказывания инновационности своих бизнес-планов, сложности обеспечения доступа резидентов к капиталу [10].

Таким образом, в целом российские бизнес-инкубаторы, несмотря на значительные различия в количестве резидентов и их отраслевой принадлежности, штате сотрудников, ресурсах и бюджетах, оказывают существенное влияние на российскую экономику, способствуют появлению новых поколений молодых предпринимателей. По ряду ключевых показателей российские программы превосходят международных конкурентов, однако в целом они пока что не достигли показателей эффективности, сопоставимых с глобальной и европейской контрольными группами.


Библиографический список
  1. Расширенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56863.
  2. Ассоциация кластеров и технопарков. Режим доступа URL: http://nptechnopark.ru/.
  3. Перечень – список технопарков России – 2017-2018. Режим доступа: URL: http://russiaindustrialpark.ru/tehnopark_catalog_perecheny_spisok_russia.
  4. Инвестиции. Факты и комментарии. – 2016. – Выпуск 46. – Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://tpprf.ru/ru/publications/2564/.
  5. Производственная и инновационная инфраструктура России. Обзор.  Режим доступа: URL: https://www.ey.com/ru/ru/industries/real-estate/ey-russia-industrial-and-innovation-infrastructure-overview
  6. Костюкович В.Г., Андрейко М.Н., Чумакова Н.А. Бизнес – инкубатор как форма организации малого предпринимательства // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 113-115.
  7. Новости.Поддержка бизнеса во Владимирской области. Режим доступа: URL: http://avo.ru/-/vo-vladimirskoi oblasti.
  8. «Бизнес-инкубатор» Владимирской области. Режим доступа: URL: http://vladbi.ru/group/9.html.
  9. Владимирский региональный БИЗНЕС-ПОРТАЛ. Режим доступа: URL: http://www.biznes33.ru/news/power/.
  10. Оценка эффективности российских бизнес-инкубаторов и акселераторов. – Электронный ресурс. – Режим доступа: URL: http://www.rvc.ru/  upload/iblock/4b1/UBI_Global-Russia-Impact_Assessment_University-Linked_ Business_Incubators_Accelerators_RU.pdf.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зубков Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация