ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ТВИТТЕР.

Михеева Дарья Евгеньевна
Марийский государственный университет
магистрант 2 курса направления Журналистика

Аннотация
Данная статья исследует феномен социальной сети Твиттерс точки зрения распространения влияния на массовое сознание. Автором рассматривается понятие массового сознания и теория двухступенчатого потока информации, ее развитие и актуальность.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михеева Д.Е. Влияние неформальных лидеров общественного мнения на массовое сознание в социальной сети Твиттер. // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/03/88815 (дата обращения: 15.03.2024).

Понятие «массовое сознание» объединяет разные науки – социология, политология, психология.  Массовое сознание  – это сознание широких масс людей, находящихся под влиянием медиаиндустрии. Инстионализированный процесс производства, хранения и передачи информации называется массовыми коммуникациями. Первый описал это явление теоретик Гюстав Лебон в 1896 году. Он рассматривал толпу как феномен. Людей с разными эмоциональными и психологическими характеристиками охватывает общая мощная энергетика, появляется «душа толпы». [1] К одним из свойств массового сознания относятся управляемость и связность.

Согласно теории двухступенчатого потока информации, которая была разработана американским социологом Полом Лазерсфельдом в 1944 году, человек  не воспринимает новую информацию напрямую от источника. Слушатель больше поверит тому, кого знает. Это могут быть авторитетные знакомые или члены семьи. Часто таким авторитетом может стать лидер общественного мнения.

До этой теории было принято считать, что медиа напрямую влияют на общественное мнение и массовое сознание. Но Лазарсфельд опроверг его на основе проводимых исследований, в ходе которых выяснилось, что избиратели отдают свой голос не тому кандидату, которого активно продвигают в СМИ, а тому, за кого голосовали их знакомые. Это исследование показало, что аудитория, народ, толпа – это не единое целое, а разные группы населения, с различными социальными условиями, психологическими и возрастными характеристиками.

Дальнейшие исследования выявили, что количество ступеней информатизации увеличивается. Двухступенчатый поток стал многоступенчатым, и информация передается от одного источника к другому много раз, у лидеров общественного мнения появляются свои лидеры мнения. Так же были сформированы характеристики авторитетов, это коммуникабельность, способность расположить к себе людей, умение выступать в роли советчика и стремление к повышению знаний.

Развитие технологий способствовало еще большему стиранию границ между персональной  и массовой коммуникацией,  а также увеличению многоступенчатости потока информации. [2] С появлением социальных сетей теория двухступенчатого потока информации наиболее актуальна. Любой пользователь может в режиме реального времени высказать свое мнение по ситуации, и его увидит множество людей. Средства информатизации потеряли свою авторитетность, потому что любую новость, показанную по телевизору можно опровергнуть.

В 2011 году американские ученые Шамоэя Шу, Винтера Мэйсона, Джейка Хофмана и Дункана Вотса представили доклад «Кто, что и кому говорит в Twitter».  Проанализировав аудитоию твиттера, ученые сделали вывод, что аккаунты лидеров общественного мнения более популярны, чем аккаунты официальных СМИ. Один человек и информационный канал в равной степени вызывает доверие у аудитории. [3]

Таким образом, теория двухступенчатого потока информации не только не потеряла своей актуальности, но и вышла на новой уровень. Благодаря социальным сетям неформальные лидеры общественного мнения имеют возможность распространять свое мнение среди большого количества слушателей.


Библиографический список
  1. Науменко Т. В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. № 1.
  2. Щепилова Г.Г. Теория многоступенчатого потока информации: новое прочтение// Медиаальманах. 2013.№5(58) с.8—13
  3. Черных А. И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Михеева Дарья Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация