УДК 343.1

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Фассалов Ильназ Рагизович
Набережночелнинский институт филиал Казанского (Приволжского) Федерального университета
студент магистратуры

Аннотация
Данная статья посвящена обзору норм российского законодательства, регулирующих расследование и раскрытие преступлений экономической направленности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фассалов И.Р. Проблемы проведения оперативного розыскного мероприятия наведение справок при расследовании экономических преступлений // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/02/88778 (дата обращения: 25.03.2019).

Общеизвестно, что в юридической науке сложилось мнение о том, что экономика эта базис как всего общества в целом, так и государства его органов и институтов. Но если брать временной промежуток IXI-XX веков, то в большей степени экономические отношения находились под тотальным контролем у государства. Но с течением времени и усложнением товарно-денежных отношений экономика стала приобретать «свободный» характер и  лишь некоторые сферы экономики остались под тотальным контролем государства. С ослаблением контроля за экономикой со стороны государства усилилась и экономическая преступность.

На наш взгляд актуальность данной проблемы состоит в том что основным объектом преступного посягательства становятся материальные блага как физических так и юридических лиц, которые в свою очередь являются частной собственностью. А неприкосновенность частной собственности в свою очередь является одним из главных международно-правовых и конституционно-правовых принципов, которые необходимо соблюдать при расследовании преступлений в сфере экономики.

Об актуальности данной проблемы говорят и данные судебной статистики за предшествующие 5 лет.

За преступления в сфере экономики всего было осуждено в 2014 году — 152158 человек, в 2015 году — 155293 человека, в 2016 году — 155832 человека, в 2017 году — 146652 человека, в 2018 году — 126651 человек[1].

В настоящее время, расследование преступлений экономической направленности это сложный, трудоёмкий и часто затягивающийся процесс. На наш взгляд, это связано с тем, что для расследования экономических преступлений, сотрудникам осуществляющим оперативно-розыскную деятельность часто необходимо обращаться в другие органы и организации различной организационно-правовой формы.

Рассмотрим описанную выше ситуацию на примере осуществления сотрудниками правоохранительных структур  оперативно-розыскной деятельности, при проведении ими такого оперативно-розыскного мероприятия, как наведение справок.

В. А. Колонтай писал: «В деятельности оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и раскрытию преступлений в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее – ЖКХ) часто возникает необходимость получения выписки о движении денежных средств по счету организаций и предприятий различных форм собственности и физических лиц. Данные о движении денежных средств по счетам юридических и физических лиц позволяют оперативным сотрудникам провести анализ сделок, совершенных ими, а также установить поступление и расходование денежных средств. Специфика работы оперативных подразделений по выявлению экономических преступлений предполагает кропотливое изучение документальных источников информации о проведенных финансовых операциях лицами, попавшими в поле зрение оперативников»[2].

Движение денежных средств по счетам организаций государственных, муниципальных и коммерческих, а в большей степени индивидуальных предпринимателей и физических лиц подпадает под понятие банковской тайны.

Правовую основу регулирования вопросов банковской тайны осуществляет Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»[3].  В настоящее время Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» внесены изменения, касающиеся непосредственно оперативных сотрудников, проводящих ОРМ. В частности, в вышеуказанном федеральном законе предусмотрена необходимость получения судебного решения  для предоставления справки по счетам и операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также вкладам физических лиц. Мы считаем необходимым заострить внимание на том, что ранее действующая редакция Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не предусматривала в качестве обязательного требования для проведения оперативного розыскного мероприятия «наведение справок» наличия разрешения суда[4].

На наш взгляд, обязательное наличие судебного решения для проведения оперативного розыскного мероприятия «наведение справок» не только улучшило защиту юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и усложнило работу оперативным работникам, расследующим экономические преступления. Это факт можно подтвердить тем, что для получения судебного ращения требуется определённый промежуток времени, которого на практике часто не хватает. Кроме того, в результате внедрения данного положения в законодательство России происходит ослабление принципа оперативности, который является основополагающим принципом оперативно- розыскной деятельности.

Безусловно, проблема оперативности это важнейшая проблема не только при расследовании и раскрытии экономических преступлений, но и при расследовании всех видов преступлений. Говоря об этой проблеме, В. А. Колонтай замечает: «проблема кроется в том, что зачастую у проверяемой организации существует не один, а несколько счетов в различных банках. Для того чтобы получить справки о движении по каждому из счетов, необходимо предоставить материалы проверки в различные судебные органы. Когда проводится проверка организации, осуществляющей работу по капитальному ремонту жилого фонда, то получение необходимых данных может растянуться надолго, так как по общему правилу на каждый объект капитального ремонта организация обязана открыть новый банковский счет. К примеру, организация провела ремонт 100 кровель многоквартирных домов за сезон. Оперативному сотруднику необходимо получить данные обо всех 100 счетах, открытых в банках для ремонта кровель, а также об основном счете. Даже при самом благополучном стечении обстоятельств рассмотрения постановления и проверочных материалов судьей в одни сутки общее количество времени, потраченного только на получение судебных решений, займет 101 день, а если учитывать выходные и праздничные дни, то эта работа затянется на 5 – 6 месяцев»[2].

Решением данной проблемы интересовались как многие учёные, так и действующие сотрудники. Так,  Коллантай Виталий Александрович писал: «Что же касается аналогичной информации в отношении юридических лиц, то в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 О банках и банковской деятельности необходимо внести следующие поправки и изменения:

1. Убрать из четвертого абзаца слова «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2. Добавить после четвертого абзаца абзац следующего содержания: В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, при наличии сведений о признаках, подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела»[2].

Мы склонны согласиться с данной позицией в той, части в которой она повышает оперативность и быстроту дальнейшего расследования преступления.

Таким образом, проблемы регулирования процесса получения оперативными сотрудниками информации о счетах и вкладах физических и юридических лиц требуют дальнейшего детального рассмотрения с целью формирования единого подхода и выработки методик проведения гласного ОРМ наведение справок.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Данные судебной статистики // Судебный департамент. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 17.02.2019).
  2. О судебном санкционировании проведения оперативно-розыскного мероприятия “наведение справок” // Мудрый юрист. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/76943-sudebnom-sankcionirovanii-provedeniya-operativno-rozysknogo-meropriyatiya-navedenie???history=27&pfid=1&sample=8&ref=0 (дата обращения: 17.02.2019).
  3. Закон РСФСР  «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 от 02.12.1990 г.: [в ред. от 29.07.2017 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.
  4. Федеральный закон О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» № 134-ФЗ от 28.06.2013г.: [в ред. от 29.07.2017 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 26. Ст. 3207.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фассалов Ильназ Рагизович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация