АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Савва Любовь Ивановна1, Лукина Анна Евгеньевна2, Трунова Мария Андреевна3
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, магистр кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, магистр кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена анализу состояния проблемы применения дистанционных образовательных курсов в обучении персонала. Разобраны общие цели, мотивирующие образовательные учреждения внедрять систему дистанционного образования. Разобраны общие ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются разработчики, менеджеры и преподаватели курсов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Савва Л.И., Лукина А.Е., Трунова М.А. Анализ состояния проблемы применения дистанционных образовательных курсов в обучении персонала // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88523 (дата обращения: 19.04.2024).

Основная проблема, возникающая при применение дистанционных образовательных курсов в обучении персонала, заключается в том, что любому образовательному центру нужно в первую очередь определить для себя «зачем, с какой целью, для кого, на какую аудиторию идет расчет и для чего ему необходимо внедрение дистанционного обучения?».

Без постановки и ясного видения цели внедрения СДО, образовательное учреждение рискует потерять не только деньги на реализацию СДО, но и свою прибыль, клиентов и репутацию.

Разберем основные цели, существующие на современном рынке образовательных услуг, которые могут преследовать образовательные учреждения для внедрения в своей организации СДО.

  1. масштабирование;
  2. работа на растущем рынке;
  3. автоматизация;
  4. иная экономика;
  5. качество обучения.

Разберем более подробно каждую из целей.

Масштабирование.

Данная цель подразумевает, что образовательная организация вышла на хороший уровень в своем сегменте рынка, накоплена клиентская база, есть прибыль и появляется потребность в расширении своего «масштаба» деятельности.

Кто-то выбирает вариант «масштабирования» через открытие новых филиалов и увеличения педагогического состава, но это дает небольшое увеличение прибыльности, поскольку появляется дополнительная строка расходов за аренду помещений, заработную плату преподавателям и т.п.

Иной путь масштабирования своей учебной деятельности подразумевает внедрение СДО с возможность удаленного обучения, что несет меньше завтра в сумме, нежели вышеуказанный вариант.

Приятным бонусом для учебной организации служит и то, что благодаря внедрению СДО клиентская база обучающихся не имеет определенного узкого диапазона, как на очных курсах, и ее намного проще регулировать и мониторить.

Работа на растущем рынке.

Данная цель имеет место быть, поскольку рынок очного обучения на сегодняшний день имеет тенденцию к спаду, т.е. испытывает снижение спроса, в то время как рынок дистанционного обучения стремительно растет, так как позволяет обхватывать большую аудиторию, есть спрос на данный вид услуг.

Автоматизация.

Данная цель позволяет экономить деньги на рутинных операциях, таких как, проверка тестирований, оформление документации и т.д.

Внедрение дистанционного обучения дает хороший эффект по автоматизации, так как очень многие процессы повторяются, имеют цикличный характер, для сокращения времени на их обработку приходится проводить автоматизацию для удобства всех участников образовательного процесса.

Иная экономика.

Данная цель имеет место быть, поскольку дистанционное обучение выгоднее. В очном обучении рост показателей рентабельности, прибыльности происходит линейно, т.е. говоря утрированно, если будет в 2 раза больше обучающихся, в 2 раза увеличится прибыль и в 2 раза возрастет строка расходов. И кардинально изменить ситуацию оказывается трудоемко.

При дистанционном обучении ситуация иная. В нулевой точке данная форма обучения несет убытки, так как необходимо найти и приобрести подходящую систему или платформу СДО, где будет запускаться дистанционное обучение, необходимо разработать контент по специфике обучения и другие сопутствующие процедуры.

Именно из-за этого, когда еще нет аудитории, ситуация с СДО находится в минусе, но дальше, когда набирается некое «пороговое» количество обучающихся

Качество обучения.

Данная цель подразумевает, что не всегда, но в тех курсах, которые рассчитаны на длительное обучение, сочетание очной и дистанционной, либо только дистанционной формы обучения положительно сказывается на уровне подготовки слушателей к сдаче тестирований и экзаменов, поскольку у обучающихся есть возможности в любой момент времени воспользоваться личным кабинетом с лекциями, материалами, -видео/аудио информацией, что не дает очная форма обучения.

Для того, чтобы понимать, как создать эффективный дистанционный образовательный курс для обучения персонала, стоит начать анализ с основных ошибок, наиболее часто встречающихся при неграмотном подходе при разработке курсов.

К основным ошибкам при разработке курсов относятся:

  1. перегрузка информацией;
  2. использование множества стилей оформления;
  3. расфокусировка;
  4. «творческий» беспорядок;
  5. декорирование.

Разберем более подробно каждый пункт из выделенного списка проблем.

Перегрузка информацией.

Проблема заключается в том, что сотруднику ничего не понятно, из-за большого объема разрозненной информации, которая приводит к когнитивной перегрузке. Так как человек не способен воспринимать больше 1 идеи на слайде и 3-4 подпунктов информации.

Пример на рисунке 1, продемонстрирован слайд презентации с ошибкой - «Перегрузка информацией».


Рисунок 1. Пример слайда презентации с ошибкой - «Перегрузка информацией»

Причины возникновения данной проблемы:

  1. нет тезисной структуры презентации;
  2. «экономия» на слайдах;
  3. создание ореола «экспертности».

Использование множества стилей оформления.

Проблема заключается в том, что множество стилей создает гигантскую визуальную иерархию сна слайдах, так называемую «многослойность смыслов».

Пример на рисунке 2, продемонстрирован слайд презентации с ошибкой - «Использование множества стилей оформления».

Причины возникновения данной проблемы:

  1. желание применить все умения в оформление слайдов;
  2. сборка презентации из разных текстово-графических материалов без приведения к единому стилю.


Рисунок 2. Пример слайда презентации с ошибкой - «Использование множества стилей оформления»

Расфокусировка.

Проблема заключается в том, что люди быстро теряют свое внимание во время просмотра презентаций. Если не выделять важную информацию на слайде, то, скорее всего, аудитории будет непонятна ваша идея и они переключатся на свои «девайсы» или мысли в голове.

Пример на рисунке 3, продемонстрирован слайд презентации с ошибкой - «Расфокусировка».


Рисунок 3. Пример слайда презентации с ошибкой - «Расфокусировка»

Причины возникновения данной проблемы:

  1. отсутствие информационного фокуса на слайде;
  2. перегрузка информацией;
  3. отсутствие отправной точки/тезиса/ключевой идеи, от которых идет линейная иерархичность представления информации;
  4. желание применить все умения в оформление слайдов;
  5. отсутствует логика построения слайдов.
  6. сборка презентации из разных текстово-графических материалов без приведения к единому стилю.

«Творческий» беспорядок.

Проблема заключается в том, что люди часто пренебрегают выравниванием на слайдах. Заголовки, тексты, фотографии, помещенные на слайдах, создают ощущение хаоса, и от слайда к слайду это ощущение усиливается.

Пример на рисунке 4, продемонстрирован слайд презентации с ошибкой - ««Творческий» беспорядок».

Причины возникновения данной проблемы:

  1. отсутствие понимания, что хотя создание презентации и носит творческий оформительский характер, важно сохранение логической структурированности предоставления информации
  2. отсутствие четкого регламента унификации оформления слайдов.

Рисунок 4. Пример слайда презентации с ошибкой - ««Творческий» беспорядок»

Декорирование слайдов.

Проблема заключается в том, что слайд становится перегружен абстрактными элементами, отвлекающими от сути.

Пример на рисунке 5, продемонстрирован слайд презентации с ошибкой - «Декорирование слайдов».


Рисунок 5. Пример слайда презентации с ошибкой - «Декорирование слайдов»

Причины возникновения данной проблемы:

  1. боязнь «белого» пространства на слайде;
  2. наличие ощущения незавершенности.

Таким образом, в данном статье нами были кратко разобраны основные цели, которые могут стимулировать образовательные учреждения к внедрению СДО для успешной организации своей деятельности, и разобраны наиболее типичные и серьезные ошибки, с которыми сталкиваются менеджеры и преподаватели в процессе разработки дистанционных курсов.

Так же стоит сказать о том, что помимо определения своих целей, образовательной организации нужно обратить внимание и на подготовку своих кадров, которые непосредственно будут заниматься разработкой сценариев курсов и их запуском.

От того, насколько грамотны и компетентны будут специалисты, напрямую зависит заинтересованность клиентов в курсах.


Библиографический список
  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. – N 3. – С. 85-92.
  2. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. – 2011. – № 6 (39). – С. 322-329.
  3. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. – N 2. – С. 40-42.
  4. Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. – N 2. – С. 6-7.
  5. Генне О. В. Дистанционное обучение – новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. – N 3. – С. 36-39.
  6. Информатизация профессиональной подготовки : корпоративное обучение, учебные курсы, методика их разработки // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2006. – N 6. – С. 17-20.
  7. Мациевский С. В. Развитие научных основ ИТ-образования //Дистанционное и виртуальное обучение. – 2007. – N 9. – С. 13-17.
  8. Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. – 2000. – N 2. – С. 89-90.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лукина Анна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация