УДК 338.46

ЭКОСИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Ли Галина Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
магистрантка 2 курса направления «Туризм»

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу бизнес-систем сферы общественного питания. В рамках исследования было разработано определение «экосистема предприятий общественного питания», раскрыта его сущность и названы причины необходимости его создания. Также в работе описаны принципы создания экосистем предприятий общественного питания.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ли Г.С. Экосистема предприятия общественного питания // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/01/88466 (дата обращения: 14.01.2019).

Каждое предприятие, каждая отрасль неизбежно формирует свою экосистему. Это касается и сферы общественного питания. Очевидно, цифровизация экономики изменяет поведение потребителя, ужесточает конкуренцию и трансформирует многие другие факторы хозяйственной деятельности. Рестораны кафе уже не могут рассматриваться как однородная (гомогенная) система. И в сфере питания возникает необходимость создание гетерогенной системы связи, где все участники взаимодействуют друг с другом.

В связи с этим возможно появление специального понятия, которое бы отражало суть нового способа ведения бизнеса в сфере общественного питания, нового подхода к установлению взаимодействия с потребителями и проведения маркетинговой стратегии, основанной на использовании множества разных каналов в единстве. В составлении термина «экосистема предприятия общественного питания» взято за основу общее понятие экосистемы и раскрыто с точки зрения применения в сфере общественного питания.

Итак, экосистему предприятия общественного питания можно определить как цельную взаимозависимую постоянно меняющуюся среду существования организации, предоставляющей услуги питания. Эта среда включает все возможные способы коммуникации и формы обслуживания потребителей. Технологически обеспеченные каналы продаж в контуре экосистемы бизнеса расширяют возможности агентов отношений и меняют качество и стиль их жизни».

Предприятия общественного питания зависят от множества факторов: от моды и тенденций в мире, и в частности в России, от политики поставщиков, от конкуренции в этой сфере, от вкусов и предпочтений потребителей, от экономической ситуации и т. д. И важно, чтобы компании быстро умели приспосабливаться к таким меняющимся условиям. Необходимо уметь правильно определить сегмент своих потребителей и дифференцировать свое предложение, налаживать связь с клиентами [1, c. 110].

Все что косвенно или непосредственно участвует в процессе оказания услуг (предоставление информации, приготовление и продажа услуг, послепродажные действия) как раз и составляет своеобразную оболочку предприятия, которое и можно назвать экосистемой.

Можно выделить следующие принципы создания любой экосистемы, в том числе и в сфере общественного питания.

1. Поощрение многообразия

Чем разнообразнее состав сложной системы, тем легче она приспосабливается к изменениям. Гетерогенные компоненты системы — тот самый источник, за счет которого и происходит отбор. Задача руководителей сложных адаптивных бизнес-систем – обеспечить своим компаниям гетерогенность на трех направлениях: люди, идеи, сферы деятельности.

2. Укрепление модульной системы

В сложной адаптивной системе модульного типа элементы слабо соединены между собой. Чем меньше жесткости в системе, тем надежнее гасятся в ней удары: они не передаются от одного компонента к другому, что увеличивает жизнеспособность системы в целом.

3. Допущение избыточности

В избыточных системах многочисленные элементы дублируют друг друга. Если один выходит из строя, его заменяет другой. Избыточность особенно важна в очень быстро изменяющихся (неблагоприятно и неожиданно) условиях.

4. Готовность к неожиданностям и поиск определенности

Необходимо анализировать поступающие сигналы, выявлять закономерности изменений, предполагать правдоподобные результаты – и принимать меры, чтобы предотвращать нежелательный исход.

5. Рективная адаптация к изменениям

Если многообразие обеспечивает огромное количество вариантов – а это и есть материал для отбора, то взаимосвязь элементов гарантирует, что благодаря селекции улучшается устойчивость системы. С помощью механизма такой обратной связи системы выявляют изменения в среде, чтобы затем, учитывая их, развивать предпочтительные качества. Как ни странно, но тот факт, что отбор происходит на низовом уровне, означает следующее: некоторое ослабление жизнеспособности на нижних уровнях системы, возможно, необходимо для ее устойчивости в целом. То есть ради жизнестойкости более высоких уровней система должна нарушать порядок на нижних.

6. Совершенствование в условиях усложняющейся бизнес-среды

Наличие вариантов, их отбор и разработка инноваций есть только там, где руководители создают необходимые для этого механизмы и следят за их исправностью. Поэтому внедряя инновации и усложняя среду, можно продлить продолжительность жизни компании.

7. Культивация доверия и взаимности

Залог жизнеспособности социальных сложных адаптивных систем – в сотрудничестве. Отдельные «агенты» часто преследуют противоположные интересы, и это ослабляет систему, что плохо для всех. В этом суть так называемой проблемы коллективных действий: отдельные представители системы не будут ничего делать ради системы в целом, если это не сулит им самим немедленную выгоду. Доверие и соблюдение принципа взаимности – механизм, с помощью которого организации могут успешно существовать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания – это и есть биологический вид, которая вместе с условиями окружающей среды образует экосистему. Все организации – это сложные адаптивные системы, встроенные в бизнес-экосистему, но в тоже время они являются частью социальной среды [2, c. 214]. То есть сложность характерна для множества уровней, не только в рамках организаций, и на каждом уровне существует противоречие между тем, что хорошо для отдельного «агента» и для системы в целом.

Поэтому руководителям нужно грамотно оценивать свои возможности прогнозировать и контролировать. Они должны понимать, что они могут делать вместе с другими, а что находится вне зоны их управленческого влияния. В частности, им следует помнить о том, что действия, совершаемые на более низких уровнях, могут вызвать цепную реакцию непредвиденных и даже чрезвычайных результатов.

Им не следует сосредоточиваться только на том, чем они владеют или что контролируют их компании, а следует внимательно следить за тем, что происходит во внешнем мире, и должным образом реагировать.

Не нужно доверять упрощенным моделям причинно-следственных связей и пытаться напрямую контролировать деятельность отдельных «агентов». Куда важнее создавать условия для этой деятельности. Скажем, благодаря простым правилам, поощряющим развитие самостоятельности и инициативности людей, их сотрудничества. Вот залог успеха построения успешной развивающейся экосистемы предприятия, которое будет существовать десятилетия, а то и столетия.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Маркова В. Д., Трапезников И. С. Современные формы партнерства в бизнесе // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, №4. С. 109-119.
  2. Дорошенко С. В., Шеломенцев А. Г. Предпринимательская экосистема в современных социологических исследованиях // Журнал экономической теории. – 2017. – №4. – С. 212-221.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ли Галина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация