УДК 316

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Порсева Екатерина Андреевна
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
студентка 4 курса

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы, которые возникают в ходе реализации государственной семейной политики. На сегодняшний день семейная политика в регионах Российской Федерации, ориентирована, в большей степени, на семьи, которые нуждаются в социальной защите, на семьи, находящиеся в зоне социального риска, при этом семьи со средним достатком, как правило, остаются без внимания. Семейная политика должна перекликаться с политикой защиты детства. Каждый ребенок должен расти в полной семье, иметь возможности социализироваться в благоприятной среде.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Порсева Е.А. Основные проблемы, возникающие в ходе реализации государственной семейной политики // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/01/88430 (дата обращения: 08.01.2019).

Современная концепция государственной семейной политики в Российской Федерации разработана на период до 2025 года. Предполагается, что данная концепция государственной политики направлена на поддержку не только отдельно взятых семей, но и в целом института семьи. От результативности государственной семейной политики зависит решение целого ряда социальных проблем. Государственная семейная политика ставит перед собой следующие задачи и проблемы: воспроизводство населения, защита и развитие генофонда нации, формирование человеческого капитала (трудовые ресурсы страны), который обеспечивает конкурентноспособную экономику, снижение социальной напряженности, с помощью актуализации у подрастающего поколения семейных ценностей и демонстрации положительного социального опыта жизни семьи, снижение уровня смертности, повышение уровня рождаемости, регулирование миграции, сохранение духовно-нравственных традиций и так далее. [3].

К сожалению, далеко не каждому ребенку дано усвоить положительный социальный опыт семейной жизни и, в последствии, воспроизвести его при создании своей собственной семьи. Как правило, это дети из группы риска: дети из неполных семей (в которых родители либо разведены, либо один из родителей ушел из жизни), дети-сироты (дети из детских домов и интернатов), дети с ограниченными возможностями здоровья (те, которые вынуждены большую часть своей жизни проводить в реабилитационных центрах и больницах).

Детям из группы риска гораздо сложнее создать семью и сохранить ее благополучной, просто потому, что у них крайне мало или нет вовсе положительного социального опыта жизни в семье. Задача государства -  создать для таких детей возможность окунуться в мир жизни в любящей и заботливой семье. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать бюджетные реабилитационные центры, в которых ребенок может проходить лечение, не будучи оторванным от своей семьи. Создание семейных палат, где, например, будут располагаться одна или две семьи, с местами для обоих родителей. Своего рода семейный санаторий, когда на период прохождения лечения, члены семьи не отрывались друг от друга. [1].

Ребенку необходимо расти в семье, и лучше хотя бы в неполной, чем вообще без нее. Именно поэтому необходимо упростить процедуру усыновления детей, и, например, позволить женщине не будучи в браке, но желающей взять ребенка на воспитание, усыновлять. При условии, что она сможет обеспечить всем необходимым себя и ребенка и уделять ему должное внимание.

Для того, чтобы государству удалось достигнуть высокого уровня качества жизни граждан Российской Федерации, необходимо учитывать интересы семьи, как ячейки общества, которая формирует личность человека, помогает ему пройти первые ступени социализации и готовит его к жизни в многонациональном и, достаточно разнородном, обществе.

К сожалению, в последнее время в процессе реализации государственной семейной политики происходит переоценка значимости института семьи. Интерес государства все больше сводится к прагматической основе: преодоление депопуляции и взращивание личности, которая готова действовать не только в личных интересах,  а в большей степени в интересах общества в целом.

Для формирования наиболее благоприятных условий для создания молодежью новых ячеек общества, рождения и воспитания детей, необходимо, чтобы человек был уверен в том, что он сможет прокормить себя и свою семью, в том, что если у него возникнут непреодолимые трудности, государство окажет ему поддержку. К сожалению, на данном этапе развития нашего государства, очень немногие могут быть уверенны в этом. [2].

Государственная семейная политика регулируется следующими нормативно-правовыми актами: статья 7 Конституции РФ, в которой установлена обязанность государства поддерживать семью, так же Семейный Кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. [5].

Очень многие специалисты в нынешнее время убеждены в том, что Семейный Кодекс РФ не соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности. Очень часто при решении какого-либо вопроса или проблемы государственные органы власти рассматривают отдельных членов семьи (родителей или детей), но никак не семью в целом. Например, при бракоразводном процессе, при наличии двух и более детей, их, как правило, делят между супругами, и в последующем дети, достаточно часто, перестают общаться и теряют связь друг с другом.

Развитие семейной политики происходит одновременно с политикой защиты детства. Последняя в свою очередь должна содержать в себе систему психологической и консультативной поддержки семьи, комплекс мер по снижению преждевременного прерывания беременности (обучение школьников пользованию средствами контрацепции и пропаганда целомудренности и скромности среди девушек, пропаганда здорового образа жизни, для того, чтобы не было внутриутробных пороков развития, создание социальных приютов для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пострадавших от домашнего насилия, или оставшихся без средств к существованию), пропаганду семейных ценностей, обеспечение различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (патронат, усыновление и другое). [4].

С 1.01.2007 был введен Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который включает в себя материнский (семейный) капитал, который оформлялся на второго и последующих детей, рожденных с 2007 по 2025 года. Его можно потратить на улучшение жилищных условий, на накопительную часть будущей пенсии матери, на образование детей. Обналичить законно данный капитал нельзя, что с одной стороны, позволяет защитить данные средства от мошенников, но с другой стороны семья не может потратить эти средства на что-то более важное, например на оплату лечения ребенка или матери. [5].

На сегодняшний день семейная политика в регионах Российской Федерации, ориентирована, в большей степени, на семьи, которые нуждаются в социальной защите, на семьи, находящиеся в зоне социального риска. Семья, как ячейка общества, осталась вне поля зрения органов государственного управления. Крайне необходимо создать целостную, последовательную и комплексную поддержку каждой семьи, которая позволит не только реализовать в полной мере потребности каждого члена общества, но и постепенно создать здоровую нацию, крепкую полную семью, повысить желание человека работать и улучшать качество жизни, что, в свою очередь, будет способствовать развитию регионов и страны в целом.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
  2. Кучмаева, О. В. Взаимодействие семьи и общества : особенности и перспективы : кол. монография /О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова. – М. : ГАСК, 2012. – 212 с.
  3. Кучмаева, О. В. Роль семьи в формировании человеческого капитала в инновационной экономике: кол.монография / О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова [и др.]. – М. : МЭСИ, 2013. – С. 98–115.
  4. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.» от 14 сентября 1995 г. № 942.
  5. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Порсева Екатерина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация