УДК 377.5

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ «КОМАНДНАЯ РАБОТА НА ПРОИЗВОДСТВЕ» У ДИЗАЙНЕРОВ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS

Кабинова Ольга Анатольевна
ГБПОУ "Московский государственный образовательный комплекс"
преподаватель кафедры дизайна и социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
В статье описана технология формирования компетенции «Командная работа на производстве» (Manufacturing Team Challenge) у студентов-дизайнеров образовательного комплекса, необходимой для достижения победы на соревнованиях. Компетенция основана на управлении процессом конструирования «дизайна группы», в соответствии с идеями немецкого подхода П.Петерсена («Йена-план») и отечественного психолога А.В. Булгакова («межгрупповая адаптация» - МГА), адаптированном для подготовки различных по специализации учебных групп дизайнеров как производственных команд.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Кабинова О.А. Технология формирования компетенции «Командная работа на производстве» у дизайнеров по стандартам worldskills // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/01/88159 (дата обращения: 31.12.2018).

Введение. Демонстрация компетенции «командная работа на производстве» у будущих дизайнеров является как необходимым условием как для достижения победы в чемпионатах сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по стандартам Worldskills, так и для гарантированного трудоустройства и профессиональной самореализации дизайнеров в крупных технологических компаниях после окончания колледжа. Направленность студентов на победу в профессиональных соревнованиях отражает их общую мотивацию на освоение профессии. Эта цель может быть достигнута путем использования в учебном процессе концепции межгрупповой адаптации (МГА) А.В. Булгакова и ее корреляции с принципами прагматичного подхода к педагогическому процессу, разработанному в Германии профессором Йенского университета П.Петерсеном (1884-1952) [1, с.46], который вошел с историю педагогики под названием «Йена-план» – система организации педагогической работы на основе идей социальной педагогики Наторпа, сочетающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью обучающихся [2, с.93]. Обучение проводится в учебной команде, в которой уважаются ценность и достоинство каждой личности; создаются условия для развития индивидуальности каждого; внедрены относительное самоуправление и взаимодействие обучающихся; преподавание осуществляется путем создания учебных ситуаций, состоит из развивающего обучения, свободной игры и самостоятельного изучения учебного материала; в процессе обучения важнейшим элементом является работа в группах [3, с.4].

Опыт П.Петерсена применительно к современной подготовке дизайнеров мы рассматриваем через категорию «межгрупповая адаптация» (МГА), то есть многосторонний процесс по оптимизации взаимодействия различных людей в процессе профессионально-личностного становления. Основными элементами модели А.В. Булгакова являются: межгрупповая адаптационная ситуация, группы организации, характеризующиеся соответствующими субкультурами, сферы проявления МГА: социальная, экологическая, деятельностная, собственно социально-психологическая и интегративная [4, с.67].

Методика исследования: В эксперименте приняли участие 4-х учебные группы студентов (из которых 2 – обучающихся по специальности «Графический дизайн» и 2 – по специальности «Промышленный дизайн» (в среднем по 15 человек в каждой), прошедшие обучение на кафедре дизайна и социально-гуманитарных дисциплин МГОК в 2018 г.

Использовались следующие механизмы МГА: межгрупповая адаптивность, организационная идентификация, совместная деятельность. Преподаватели кафедры в полной мере опирались на возможности технологий: компетенциальной, командообразования, актуализации групповой идентичности, саморегуляции в ситуации МГА. Опираясь на определение «дизайн группы» И.Ю. Артамоновой, применительно к ситуации обучения будущих дизайнеров, мы отмечаем его как процесс и результат оптимизации взаимосвязи таких характеристик учебной группы, как ее мотивационный профиль, организационно-культурные характеристики, идентификация участников и неформальные взаимоотношения [5, с.12].

В понятие «дизайн группы» мы включили основные признаки МГА: взаимодействие субкультур, мотивационные, когнитивные, эмоциональные компоненты. Результатом работы по управлению дизайном учебных групп студентов является создание эффективных учебно-производственных команд, демонстрирующих на чемпионатах развитые дизайнерские и командные компетенции. В процессе исследовательской работы сотрудники кафедры создали трёхфакторную референтную модель взаимосвязи дизайна группы и МГА, включающую три фактора: мотивационный, организационно-субкультурный, фактор групповой идентификации и поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия. В качестве методов исследования использовались: 1) адаптированный вариант теста «Мотивационный профиль» (П. Мартин и Ш. Ричи); 2) методика оценки организационной культуры (К. Куинн и Р. Камерон); 3) «Тест социальной идентификации» А.В. Булгакова; 4) диагностика межличностных и межгрупповых отношений («социометрию») Дж. Морено; 5) сокращённый вариант методики анализа ситуации межгрупповой адаптации.

В результате эксперимента изменились трёхфакторные модели учебных групп студентов, обучающихся по специальностям «Графический дизайн» и «Промышленный дизайн». Выявлены ведущие мотивационные факторы у промышленных дизайнеров: стремление к уточнению нормативно-правовой информации по работе с заказчиками, конкретизации их требований к дизайнерским заданиям, склонность к систематизации деятельности; у графических дизайнеров – склонность к творческому подходу в разработке дизайнерских проектов, направленность на активный поиск наиболее креативных идей в разработке проектов, альтруизм и оптимизм. Промышленные дизайнеры стремятся к упорядочению деятельности, а вот графические дизайнеры категорически не принимают культуру порядка. У промышленных дизайнеров налицо отсутствие фактора групповой идентификации и слаженного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия. Если у графических дизайнеров определенно выражена потребность в достижениях, в выполнении творческой, интересной и полезной работы, в самосовершенствовании, то у промышленных дизайнеров, напротив, эта тенденция недостаточно выражена. По индивидуальным мотивам получены следующие данные: в группе промышленных дизайнеров – потребность в структурировании в ущерб креативности и творчеству, у графических дизайнеров – тяга к разнообразию и вариативности в реализации креативных дизайнерских проектов. Графические дизайнеры стремятся быть свободными от навязанных руководством стандартов и регламентов, нормативов в оценке качества выполняемых дизайнерских проектов, у них выражено стремление к избеганию формализма и рутины, к расширению социальных контактов, они опираются на неформальные взаимоотношения с коллегами и предпочитают демократичный стиль управления со стороны руководства.

Результаты исследований: Установлено, что после проведения учебных занятий в форме симуляционного (тренингового) курса по командообразованию в количестве 12 учебных часов в обеих группах достоверно происходят выраженные изменения в таких социально – психологических позициях, как неформальная структура, уровень групповой сплоченности, групповые нормы, стрессоустойчивость. Промышленные дизайнеры ориентированы на формальные достижения, на структурирование своего труда. В этих группах преобладают организационно-субкультурные факторы (62%). Для них характерна предсказуемость, направленность на результат, на четкое и точное выполнение поставленной задачи, на стабильность и надёжность. В группе графических дизайнеров доминируют мотивационные факторы (73%), они направлены на взаимодействие с коллегами, представителями других творческих профессий, поведение в ситуации МГА (68%).

Установлено, что для оптимизации межгруппового взаимодействия студентов различных учебных групп дизайнеров в интересах развития компетенции «Командная работа на производстве» в соответствии со Стандартами Worldskills [6]; необходимо:

1) активно использовать внеаудиторную самореализацию в виде участия в региональных и национальных чемпионатах сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по стандартам Worldskills (Worldskills HI-TECH) по различным компетенциям: «Командная работа на производстве», «Технология композитов», «Графический дизайн», «Промышленный дизайн»;

2) активнее использовать на занятиях формат групповых дискуссий, тренингов, обсуждать в аудиториях проблемные ситуации МГА, разбирать роли, мотивы, эмоциональные и когнитивные реакции участников ситуации, интерпретировать их поведение, формировать у будущих дизайнеров умение творчески мыслить, способность брать на себя ответственность за результаты дизайнерского труда, умение грамотно организовать коммуникацию с заказчиками, аргументировать свою позицию, чётко осознавать свою роль во взаимодействии, развивать навыки самоконтроля и самоуправления;

3) постоянно в рамках проводимых занятий проводить деловые игры, тренинги на сплочение, разбирать кейс-ситуации, моделирующие разнообразие дизайнерских проектов в интересах формирования навыков работы в междисциплинарных творческих командах [7, с.17];

4) внедрять гибкую систему взаимоотношений между студентами и преподавателями как наставниками соревнующихся, конкурентность в мотивации студентов на успешность в обучении.

Выводы. Реализация технологии формирования компетенции «Командная работа на производстве» на основе взглядов П. Петерсена («Йена-план») и модели А.В. Булгакова позволяет повысить мотивацию обучающихся на освоение профессии «дизайнер», развивать групповую сплоченность различных по специализации учебных групп будущих промышленных и графических дизайнеров, преобразовать их в рабочие учебно-производственные команды, и, как результат, спрогнозировать победы в региональных и международных чемпионатах сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по стандартам Worldskills в компетенции «Командная работа на производстве».

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1.  Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией [Текст]/А.В. Булгаков//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2011. – №1. С 45-53.
  2. Богатырева И. Ю. Содержание и формы учебно-воспитательной работы экспериментальной модели “Йена-план школа”: из опыта экспериментальных школ Германии первой трети XX века. Дисс … к.п.н. -Пятигорск, 2006, 175 с.
  3. Йена-план школа: В 3 т. / Под ред. Н. П.Литвиновой. — СПб., 1977.-Т. 2. – С. 13-17.
  4. Образцова Л.В. Школа Германии. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. – 280 с.
  5. Артамонова И.Ю. Влияние дизайна группы на межгрупповую адаптацию студентов-психологов – Москва: МГОУ, 2009. – 116 с.
  6. Стандарты WorldSkills [Электронный ресурс]. URL: https://academy-prof.ru/blog/worldskills-russia-standarty-kompetencii (дата обращения: 05.12.2018).
  7. Иванов А.Л., Кабинова О.А. Направления педагогических усилий по управлению дизайном учебных групп психотерапевтов, повышающих квалификацию в РМАНПО. Universum: Медицина и фармакология. Международный центр науки и образования (Москва), 2018. №6 (51), С. 16-18. ЕeISSN: 2311-6129 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35170118  [дата обращения: 05.12.2018].


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Иванов Александр Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация