ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЛИГИИ А. БЕРГСОНОМ

Макарова Ксения Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье описано современное положение философии религии, а в частности философский взгляд на религию А.Бергсона.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова К.С., Торопова А.И., Мочалова А.С., Ротанова В.А. Философское осмысление религии А. Бергсоном // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87221 (дата обращения: 29.03.2024).

Анри Бергсон и его книга «Два источника морали и религии»

«Анри Бергсон – известный французский философ еврейского происхождения. Преподавал философию в разных французских лицеях, в частности в престижном Коллеж де Франс. Наиболее известные его работы: «Творческая эволюция» (1907), «Два источника морали и религии» (1932). Если говорить о последней книге, то ее замысел вынашивался автором в течении двадцати лет. В ней он открывает свое оригинальное отношение к религии и морали.

Человек в обществе подобен к летке в организме или муравью в муравейнике. По мнению Бергсона, следовать категорическому императиву Канта легко, так как он носит инстинктивный и сомнамбулический характер.

Бергсон делит общество на «закрытое» и «открытое». Постепенный переход от одного к другому путем расширения невозможен по причине их принципиального различия. Это также не значит, что переход  к открытому обществу требует отказа закрытого. Переход происходит скачкообразно и требует усилий воли и сознания.

Закрытая мораль, на которой зиждиться закрытое общество, основана на привычке, принуждении и давлении; открытая – на влечении, любви и творчестве. Первая воплощает собою безличные социальные нормы; вторая – духовную героическую личность, за которой добровольно и сознательно следуют люди.

В мире животном жизнь улья, стада или муравейника поддерживает инстинкт. В человеческом обществе жизненную энергию уничтожает индивидуализм и чрезмерный рационализм. Тогда взамен инстинкту выдвигается религия. Религиозный миф, подобно колыбельной сказке, с помощью «сочинительной функции» интеллекта встает на защиту жизни общества против деятельности рассудка, грозящую подавлением индивидуума или разрушением общества. Бергсон такую религию в закрытом обществе называет «статической». В человеке вместо инстинкта стоит интеллект. И чтобы не умереть от страха перед смертью и разными жизненными катаклизмами, он придумал себе богов.

Вторая мораль – это мораль братства, устремленная в жизненном творческом порыве к Богу. Любовь, свобода и творчество выше интеллекта. Это особого рода мистицизм. Бергсон указывает здесь на католических святых-мистиков. Мистицизм древних греков или индусов слишком спекулятивен. В нем нет той жизни и душевного здоровья, что в христианстве.

Бог, по Бергсону – это творческое движение, непрестанная духовная эволюция. Религия возникла не из страха, а как реакция против него. Существует  статическая и динамическая религии. И если статическая религия играет охранительную роль инстинкта в огромном человеческом обществе, то динамическая носит личностный характер и требует особых волевых, творческих и духовных усилий. К представителям динамической религии Бергсон относит: святого апостола Павла, святую Терезу Авильскую, святого Франциска, святую Екатерину Сиенскую, Жанну Д’Арк и других святых мистиков.

Считал ли Бергсон Бога личностью? Личного Бога он не спешит признавать, а склоняется ближе к пантеизму. И если классический пантеизм инертен и нединамичен, то Бог Бергсона это эволюционный творческий порыв в сердцах людей. Он несет в себе любовь, творчество, свободу.

Деление самой религии на статическую и динамическую оригинально, но крайне сомнительно. И уж тем более это неверно по отношению к христианству. Разве можно создать такую религию интеллектом.

Неясно другое. Почему сейчас, когда разум людей так нуждается в религиозных сказках, дающих иллюзию соединения с жизнью, инстинктом, природой, не создаётся ничего подобного?

Безусловная правда о религиозно-моральной статичности и динамичности в сердцах самих людей у Бергсона есть. Эта проблема решается самим человеком. Только осмыслить ее по настоящему и глубоко можно в ключе истинной христианской теологии и антропологии. И это дело в высшей степени стоящее.


Библиографический список
  1. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.
  2. Ермишин О.Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии. М., 2008.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация