ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН К ВЫПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТСЯ С УЧАСТИЕМ ИЛИ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРЫХ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ УЩЕМЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ПРИМЕНЯЕТСЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЛИБО СДЕРЖИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОПРАВДАННОГО ПЕРЕХОДА СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТОВАРНОГО РЫНКА ИЗ СОСТОЯНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

Ахмедов Рамил Камил-оглы1, Эрман Андрей Алексеевич1
1Смоленский государственный университет, студент факультета экономики и управления

Аннотация
Целью данной статьи является исследование возможности применения инновационной блокчейн технологии для повышения эффективности исполнения ФАС России и ее территориальными органами Приказа от 20 июля 2012 года № 490 (с изменениями 18 марта 2013 года). С этой целью рассмотрены основные права и обязанности сторон, участвующих в процедуре контроля, проанализировано понятие «блокчейн», выявлены перспективные направления внедрения блокчейн-платформ, обозначены условия, при которых блокчейн будет продуктивен для реализации регламента.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедов Р.К., Эрман А.А. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86904 (дата обращения: 29.03.2024).

Действия Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору над действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий, и результатом которых может стать ущемление интересов потребителей регулируемого товара, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка регламентируются Приказом от 20 июля 2012 года № 490 (с изменениями 18 марта 2013 года). Антимонопольный контроль осуществляется через рассмотрения антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на действия или сделки.

Согласно данному Приказу предметом государственного контроля является соблюдение законодательства о естественных монополиях Российской Федерации и антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении действий с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Регламент определяет права и обязанности сторон. Так согласно пункту 1.5 Регламента коммерческие и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а так же их должностные лица и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) должны предоставлять должностному лицу осуществляющему государственный контроль, в установленный срок и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Должностные лица, проводя работу по осуществлению государственного контроля, обязаны сохранять и не разглашать информацию, являющуюся государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайной, исключая случаи, установленные законодательством Российской Федерации.

Пункт 1.7 описывает права лиц, в отношении которых выполняется процедура контроля, а именно:

- иметь доступ к полным и достоверным сведениям о порядке исполнения государственной функции;

- реализовывать свои права и обязанности лично или через представителя;

- направить жалобу в антимонопольный орган;

- направить в установленном порядке иск в суд,  в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Обязанностью лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, является направление в антимонопольный орган (его должностным лицам) в полном объеме и в регламентированный срок документов (данных, разъяснений, сообщений), в том числе актов, договоров, справок, деловой корреспонденции, иных документов и материалов, в виде цифровой записи, в форме записи на электронных носителях, письменно или устно.

Сделки, при которых необходимо направлять ходатайство в антимонопольный орган:

- приобретение права собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не рассчитанными на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется контроль в соответствии с Законом о естественных монополиях;

- инвестирование субъектом естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- проведение сделок по продаже, сдаче в аренду или иной сделки, результатом которой станет приобретение хозяйствующим субъектом права собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- приобретение лицом или группой лиц на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, договоры поручения, доверительного управления, залога, результатом которых станет владение более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии;

- сделки субъекта естественной монополии по приобретению акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов [1].

Федеральная антимонопольная служба России является тем органом государственной власти Российской Федерации, который активно заинтересован в применении инновационных технологий, так как осуществление его функций (в том числе изучаемой) предполагает владение актуальной и достоверной информацией. Кроме того, деятельность регулятора должна быть эффективной и с точки зрения использования бюджетных средств, и с точки зрения  удовлетворения нужд лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.

Блокчейн технологии (blockchain) представляют собой уникальное явление, которому под силу изменить экономику, финансы и управление в глобальном масштабе. Блокчейн (буквально — «цепь блоков») — это технология, которую представил в 2008 году ученый под псевдонимом Сатоши Накамото для проведения операций с электронной валютой «биткойн». Появившаяся совсем недавно технология далека от зрелости, но она имеет большой потенциал использования в любой отрасли, где требуется проверять и отслеживать транзакции. Пытаясь усовершенствовать систему государственного управления, правительства ряда стран мира изучают вопросы внедрения блокчейн технологии.

Блокчейн представляет собой распределенную базу данных, которая содержит информацию обо всех коммуникациях, проведенных участниками системы, сама информация имеет вид «цепочки блоков», в каждом из которых зафиксировано определенное число коммуникаций [2]. Транзакциями могут стать денежные переводы между кошельками пользователей (для биткойна) или взаимодействие граждан и государства, например, взаимодействие субъектов естественных монополий и ФАС России.

Правила блокчейн-системы.

  1. В транзакции задействованы все узлы.
  2. Каждый узел формирует блок из пришедших транзакций.
  3. Каждый узел стремится подобрать хэш блока, удовлетворяющий текущей сложности.
  4. При обнаружении такого хэша блок отправляется в сеть.
  5. Узлы принимают этот блок только при условии корректности всех связей в нем.
  6. Начало работы узлов с новыми данными  и использование их в качестве исходных для нового хэша говорит о согласии с этими данными.
  7. Записи хранятся исключительно в зашифрованном виде непосредственно у всех участников системы, каждое изменение автоматически обновляет все записи, т.е. пользователей можно считать коллективным нотариусом, свидетельствующим об истинности информации в базе данных и гарантирующим защиту от манипуляций и злоупотреблений. В случае хакерской атаки или мошенничеству одного из участников сети, все отразится в миллионе улик.[3]

Технология блокчейн — это, прежде всего, базовые принципы, на которых она основана. Создавая инновационную схему государственного контроля над действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий, можно рекомендовать ФАС их использование.

1. Сетевая целостность, которая подразумевает доверие внутри системы и говорит о консенсусе участников, их равноправии.

2. Распределение нагрузки – энергозатраты распределены по всей пиринговой сети.

3. Ценность как стимул – заинтересованность участников в развитии технологии и поддержании ее стабильности.

4. Безопасность – все участники сети должны применять шифрование, кроме того, существуют встроенные в сеть меры безопасности, обеспечивающие конфиденциальность и подлинность.

5. Приватность и доверие – не идентификация других для взаимодействия.

6. Защищенность прав. [4, c.162]

Блокчейн-технологии начинают применяться в некоторых странах в следующих сферах: регистрация активов и данных (интеллектуальная собственность, завещания, социальное обеспечение, данные о здоровье в системе здравоохранения), проведение аукционов, повышение ясности и открытости государственного и местных бюджетов, гарантирование правильного подсчета голосов на выборах, формирование краудфандинговых площадок для отслеживания траты средств. [5, c.125]

Современное информационное общество ждет от ФАС России  интуитивно понятного, комфортного, персонального, скоростного и всестороннего взаимодействия с гражданами.  Перспективным решением в современных условиях может стать организация управления с использованием технологии хранения информации в распределенной базе данных.

Перспективными направлениями использования блокчейн-технологий в сфере реализации административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению данной государственной функции можно считать:

- создание общего каталога, который будет отображать историю взаимодействия ФАС по отношению к субъектам данного регламента;

- формирование базы документов о субъектах естественных монополий (акты, договоры, справки);

- возникновение реестра решений ФАС и исполнительных производств;

- создание портала публичного участия граждан в делах (отслеживание жалоб, решений по жалобам).

Рекомендуя использовать данные технологии для эффективной реализации анализируемой функции, исходим из того, что первое наиболее важное для исполнения функции антимонопольной службой достоинство блокчейна по сравнению со стандартными базами данных — это максимально возможная безопасность данных от фальсификации. Из этого следует, что информация о гражданах, компаниях и их правах после занесения в государственные блокчейн-реестры хранится без изменений и предельно надежно. Таким образом, данные реестров можно использовать как настоящие юридически значимые документы: запись в блокчейн-реестре становится надежнее любого бланка с подписью и печатью, кроме того доступна всегда и везде. Приказ №490 от 20 июля 2012 года перечисляет документы и сведения, которые необходимо подать в антимонопольный орган, а применение технологий блокчейн, позволило бы сократить этот список, потому что сотрудники ФАС могли бы быстро получить достоверную и заверенную информацию. Например, в общегосударственном блокчейне можно будет найти копии учредительных документов, сведения о видах деятельности, которые осуществлялись субъектом естественной монополии в течение двух лет, копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если законодательство подразумевает получение специальных разрешений. Создание государственных реестров документов позволит ФАС России ускорить процедуру контроля, так как сократится количество документов для предоставления заявителем. Внедрив данную технологию в сфере государственного контроля над естественными монополиями в целом можно существенно уменьшить издержки на обслуживание государственного аппарата, предоставить дополнительные гарантии безопасности данных и сохранения тайны.

Важно понимать, что, хотя одной из отличительных характеристик этой системы является ее прозрачность и общедоступность, открытый доступ к информационным блокам может обеспечиваться в определенном кругу лиц в зависимости от качественной составляющей информации – на уровне всего мира, страны, одного муниципалитета, одного общества лиц по интересам. В этой связи блокчейн может явиться хранилищем особо ценной информации, доступ к которой могут иметь, например, только должностные лица, даже определенного уровня.

Внедрение новой технологии в сферу контроля над действиями, которые осуществляются с участием или в отношении субъектов естественных монополий, представляется целесообразным в связи с наличием у инновации потенциала совершенствования процессов взаимодействия государства, бизнеса, населения, но начинать такой глобальный проект переноса важной информации на одну платформу возможно только после тщательного тестирования.

Применение технологии блокчейн ФАС России для реализации своей государственной функции будет продуктивно при выполнении следующих условий.

  1. Обеспечение необходимой мощности, а именно высокое качество защищенных каналов связи.
  2. Возможность провести аудит системы блокчейн в необходимый момент времени и регламентация действий участника системы при обнаружении ошибки.
  3. Разработка алгоритма исправления ошибок, возникающих в процессе работы на блокчейне, в том числе при преднамеренной фальсификации злоумышленниками.
  4. Проработанная нормативно-правовая база, которая будет описывать порядок реального использования технологии блокчейн. Пока технология только занимает свою нишу можно основывать ее использование на общих нормах гражданского и административного права, но в дальнейшем необходимо формирование специализированной базы законов и подзаконных актов как конкретно по этому направлению, так и разрабатывая законодательные акты в рамках проекта развития цифровой экономики в Российской Федерации.
  5. Создание инфраструктуры для технологии блокчейн (торговые площадки, держатели реестра, электронные суды, объединенные общей сетью удостоверения каждой из транзакций) [6,c.64]
  6. Достаточное наличие у физических и юридических лиц электронных подписей или иных юридически значимых способов распознования и авторизации в информационных системах.

Таким образом, отмечаем, что ФАС России на данный не использует технологии блокчейна, но изучает их потенциал, чтобы минимизировать риски использования. Переходить только на блокчейн-технологии всем государственным органам не целесообразно, но улучшить деловые процессы по реализации регламента по Приказу №490 от 20.07.2012 будет эффективно. Применение распределенных реестров способна существенно улучшить соблюдение нормативных требований, подотчетности, повысить экономическую эффективность, что будет способствовать уменьшению вероятности создания мошеннических и коррупционных схем. Данная технология может привести к повышению эффективности выполнения Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.


Библиографический список
  1. Приказ ФАС России № 490 от 20.07.2012 (с изм. от 18.03.2013)«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка» – электронный ресурс // http://legalacts.ru/doc/prikaz-fas-rossii-ot-20072012-n-490 (дата обращения 28.04.2018)
  2. Уолпорт М. Технология распределенного реестра: за рамками блокчейн//ПЛАС.-2016.-электронный ресурс // http://www.plusworld.ru/daily/cat-kriptovalyuty/tekhnologiya-raspredelennogo-reestra-za-ramkami-blokcheyn (дата обращения 30.04.2018)
  3. Накамото Сатоши «Bitcoin: APeer-to-PeerElectronicCashSystem» -электронный ресурс // http://coinspot.io/technology/bitcoin/perevod-stati-satoshi-nakamoto (дата обращения 30.04.2018)
  4. Кононова А.Ю. Перспективы применения технологии блокчейн в Российской Федерации //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты – Новосибирск, 2017.- 168с. – С160-164
  5. Клечиков А.В., Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере// INTERNATIONAL JOURNAL OF OPEN INFORMATION TECHNOLOGIES .-2017.-Т5..-№ 12.-С123-129
  6. Притула О.Д., Ратковская И.А., Штрейс Д.С Повышение эффективности межведомственного взаимодействия  в проектном управлении с использованием технологии блокчейн//Среднерусский вестник общественных наук. 2017.-Т12.-№5.- С59-68


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Эрман Андрей Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация