ФУНКЦИЯ МЕТАФОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ В. ВЫСОЦКОГО

Цыганкова Татьяна Александровна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
студент

Аннотация
Данная статья посвящена раскрытию образа метафоры в художественных текстах В. Высоцкого. Обозначается специфика стихотворений, даются сведения о ролевой лирике, герое.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цыганкова Т.А. Функция метафоры в художественном мире В. Высоцкого // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86695 (дата обращения: 29.03.2024).

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним.

Владимир Высоцкий является одной из самых ярких фигур культуры второй половины XX века. С именем Высоцкого ассоциируется популярный жанр – авторская песня. Для этого песенного жанра характерно то, что исполнитель, автор текста и музыки – один человек. Авторская песня стала одной из форм самовыражения «шестидесятников» [3, с. 35].

Замысел песен Высоцкого практически всегда был неотрывен от автора. Поэт зачастую проживал все то, о чем писал и пел. Перед читателем и слушателем герой, в котором отражен сам В. Высоцкий [2, с. 15]. Таким образом, можно утверждать, что ведущей формой выражения авторского сознания в поэзии В. Высоцкого является ролевой герой.

Герой у Высоцкого – простой человек, который живет, но он кажется духовно сильнее других. Он способен изменить колею своей жизни и управлять ею.

Другой особенностью поэтики Высоцкого является зык. В авторских песнях В. Высоцкого прослеживается явное преобладание метафоры, причем она выступает и как отдельный элемент, выразитель смысла, образности, и как цельный, стержневой троп всего произведения.

В литературной энциклопедии терминов и понятий дается следующее определение. Метафора – наиболее распространенный троп, основанный на принципе сходства, аналогии, реже – контраста явлений. [3, с. 533]. Использование такой метафоры характерно для творчества В. Высоцкого.

Целое стихотворение часто становится самостоятельной метафорой. Чаще всего в произведениях Высоцкого метафора связана с размышлениями о жизни и смерти героя.

Стихотворение «Кони привередливые» –  один из самых ярких примеров, где автор использует метафору как основной троп. Все лирическое повествование строится на метафоричности:

Вдоль обрыва по-над пропастью,

По самому по краю,

Я коней своих ногайкою

Стегаю, погоняю.

Что-то воздуху мне мало,

Ветер пью, туман глотаю,

Чую, с гибельным восторгом

Пропадаю, пропадаю [1, с. 32].

Лирический герой ассоциирует себя с наездником, управляющим конями. Бег коней символизирует жизненный путь. Герой пытается управлять своей жизнью, он торопится совершить то, что запланировал, пытается приручить жизнь, но не может совладать с силой обстоятельств и судьбой:

Чуть помедленнее кони,

Чуть помедленнее,

Вы тугую не слушайте плеть.

Но что-то кони мне попались

Привередливые,

И дожить не успел,

Мне допеть не успеть [1, с. 32].

Лирический герой с сожалением понимает, что невозможно приручить коней, он сокрушается о том, что слишком мало времени отведено на земле:

Сгину я, меня пушинкой

Ураган сметёт с ладони,

И в санях меня галопом

Повлекут по снегу утром.

Вы на шаг неторопливый

Перейдите, мои кони,

Хоть немного, но продлите

Путь к последнему приюту [1, с. 32].

В этих строках мы видим развязку жизненного пути. Вот уже нет наездника, пытающегося укротить жизнь. Перед нами сани, которые уносят героя к последнему приюту и успокоению. Но и тут герой не торопится на встречу к Богу, он не хочет покидать землю пока песня жизни его не допета.

Стихотворение «Кони привередливые» – крик о быстротечности жизни. Человеку не дано знать, сколько ему отмерено Богом. Человек не властен над своей судьбой, но может прожить её так, что после его смерти будут звучать отголоски его прижизненной песни.

В стихотворении «Лекция о международном положении» В. Высоцкий использует метафору для создания образа несвободного лирического героя («Жаль на меня не вовремя накинули аркан. / Я б засосал стакан и в Ватикан») [4, с. 54]. Лирический герой способен на великие подвиги, даже стать Папой Римским, но только сделать он этого не может. Он стал заложником тех, кто накинул на него аркан. Герой словно животное, которое пытаются удерживать.

«Чужая колея» – стихотворение, символизирующее жизненный путь лирического героя. У каждого есть своя колея, если следовать по ней и не сбиваться с пути, то, в общем-то, «условия нормальные». Но бытие в такой колее безрадостно и кажется в тягость. Оттого лирический герой чувствует, будто находится в рамках условностей, проживает не свою жизнь. Автор стихотворения призывает к действию. Счастливыми можно стать только тогда, когда определена цель и маршрут помимо колеи.

В. Высоцкий в своих произведениях посредством метафоры особый тип художественной образности. Он пишет о том, что каждый должен ценить жизнь со всеми её трудностями и горестями.


Библиографический список
  1. Высоцкий В. – Избранное. – М.: Славянский дом книги, 2015. – 173 с.
  2. Нежданова Н.К. – Современная русская поэзия: пути развития: учебное пособие. – Курган, 2000. – 91 с.
  3. Николюкин А.Н. – Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 799 с.
  4. Новиков В.И. – В союзе писателей не состоял. – М., 1990. – 215 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Цыганкова Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация