КОНЦЕПЦИЯ РСПЗИ

Кястутис Рудзика
Компания RoyaltyRange
Директор по трансфертному ценообразованию и Налоговый Юрист

Аннотация
Статья сфокусирована на детальном рассмотрении концепции разработки, совершенствования, поддержки, защиты и использования нематериальных активов в трансфертном ценообразовании. В статье также дан практический пример в отношении функций РСПЗИ.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кястутис Р. Концепция РСПЗИ // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86485 (дата обращения: 18.03.2024).

Внедрение концепции разработки, совершенствования, поддержки, защиты и использования нематериальных активов (РСПЗИ-функции, от англ.DEMPE activities – development, enhancement, maintenance, protection, exploitation) привело к существенным изменениям в реализации транснациональными корпорациями (ТНК) принципа «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании. РСПЗИ предназначены для обеспечения распределения прибыли от использования нематериальных активов, а также затрат, связанных с нематериальными активами, путем компенсации групп ТНК за выполненные функции, использованные активы и допустимые риски, возникшие при разработке, совершенствовании, поддержке и использовании нематериальных активов.

Что такое РСПЗИ?

Понятие РСПЗИ-функций впервые было представлено в Пунктах 8-10 итогового доклада об аспектах трансфертного ценообразования нематериальных активов (‘Aligning Transfer Pricing Outcomes with Value Creation’), изданного 5 октября 2015 года. Доклады были опубликованы Организацией экономического сотрудничества и Развития (ОЭСР) в рамках своей инициативы по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS).

Многочисленные юридические лица, входящие в ТНК, являются не только владельцами нематериального активов, но и непосредственно вовлечены в создание нематериальной стоимости. Они могут «выполнять функции, использовать активы или допускать риски, которые, как ожидается, будут способствовать нематериальной стоимости» (6.32, Пункты 8-10). Таким образом, подобные субъекты в рамках транснациональных корпораций должны получать часть прибыли от использования нематериального имущества.

РСПЗИ призвана помочь как налогоплательщикам (включая ТНК), так и налоговым органам добиться точной оценки транзакций способствующей определению надлежащего трансфертного ценообразования. Определяя объекты, выполняющие РСПЗИ-функции в транзакции, ТНК и налогоплательщики в целом могут обеспечить соответствие рекомендациям ОЭСР касательно BEPS.

Что подразумевает РСПЗИ для ТНК?

До того, как была введена концепция РСПЗИ, владелец нематериального актива имел право практически на все доходы, полученные от этого актива (например, от такой интеллектуальной собственности (ИС), как торговая марка или логотип).

На практике это означало, что владелец бренда мог создать свою компанию, например, в Великобритании, и также зарегистрировать свой товарный знак в среде низкого налогообложения – например, на Кипре – чтобы взимать роялти с бизнеса Великобритании за любой доход, связанный с интеллектуальной собственностью, зарегистрированной в среде с низким уровнем налогообложения. Со старой моделью владелец ИС будет иметь право на доход, фактически образованным британским юридическим лицом.

Однако теперь любой доход, создаваемый с участием интеллектуальной собственности, принадлежит всем сторонам, выполняющими РСПЗИ-функции. Таким образом, вместо того, чтобы владелец ИС получал всю сумму доходов образованными нематериальным активами, она должна быть разделена между соответствующими сторонами в соответствии с вкладом каждого субъекта в значение ИС. Вернемся к примеру с Кипром: если бы на Кипре существовали компании выполняющие РСПЗИ-функции, то они имели бы право на пропорциональную долю дохода, полученного от нематериального актива.

Как говорится в докладах: «определение того, что конкретный член группы является законным владельцем нематериальных активов, само по себе не обязательно означает, что законный собственник имеет право на любой доход, полученный от бизнеса после выплаты компенсации другим членам группы ТНК за их вклад в виде выполняемых функций, используемых активов и предполагаемых рисков »(6.47, Пункты 8-10).

Стоит отметить, что в случае примера с Великобританией и Кипром, если никакие РСПЗИ-функции не были результатом деятельности Кипра, то в соответствии с новым подходом британские налоговые органы, скорее всего, отказали бы Кипру в отчислениях роялти от налогооблагаемой прибыли Великобритании, особенно если эти функции выполнялись британской стороной сделки. В целях трансфертного ценообразования, правовое владение нематериальными активами само по себе не дает права удерживать доход, полученный группой ТНК от использования нематериального актива.

В результате договорного соглашения между сторонами ТНК, такие доходы могут первоначально начисляться правообладателю. Однако, если правообладатель не выполняет РСПЗИ-функции, а действует только как холдинговая организация, он не будет иметь права на какую-либо часть доходов, кроме компенсации за деятельность холдинга, если таковая имеется.

Концепция РСПЗИ значительно изменила способ определения транснациональными корпорациями условий «вытянутой руки» для контролируемых транзакций интеллектуальной собственности между взаимозависимыми сторонами. Сейчас ключевым фактором при установлении трансфертного ценообразования по принципу «вытянутой руки» является соответствующая компенсация сторонам, выполняющим РСПЗИ-функции, которые вносят вклад в получение прибыли от нематериальных активов.

Функции РСПЗИ: пример сценария

Важно рассматривать каждую из функций РСПЗИ индивидуально, чтобы понять их общие намерение и значение. Ниже приводится объяснение каждой из функций на примере сценария, чтобы подчеркнуть, что каждая функция может повлечь за собой и как можно распределить прибыль.

Для примера, допустим сценарий развивается следующим образом. Престижный итальянский бренд одежды имеет представительства в Италии, Великобритании и Швейцарии. Группа разрабатывает новую линию продуктов для полупрофессиональных спортивных товаров, которая принадлежит и продвигается итальянской стороной. Итальянское предприятие приобретает лицензии на производственные технологии, необходимые для изготовления спортивных товаров у третьих лиц. Спортивные товары производятся британской стороной по самым высоким стандартам в Великобритании. Британское подразделение также распространяет спортивные товары и запускает онлайн-платформу позволяющую клиентам присоединится к бренду и получать поддержку в спортивных тренировках в дополнение к своей покупке. Между тем, швейцарская сторона расширяет, проверяет и обновляет линейку продуктов.

Итальянское, британское и швейцарское предприятия выполняют различные РСПЗИ-функции- каждая из которых вносит вклад в общую стоимость нематериальных активов линейки спортивных товаров.

Ниже описаны возможные РСПЗИ-функции разных сторон за предложенным сценарием.

Разработка

Разработка нематериальных активов относится ко всему, что связано с идеями о бренде и товарах, а также развитии планов и стратегий для их создания.

Создание нематериальных активов, в этом примере итальянской линии брендовых товаров,  содержало ряд различных процессов и идей. Каждое из подразделений бренда отвечало за различные части процесса разработки, причем некоторые функции частично совпадали поэтому их выполняли несколько сторон. Например, несмотря на то, что итальянское подразделение несет полную ответственность за первоначальное развитие бренда и приобретение лицензий на технологию, его вклад в основание стандартов качества производственного процесса ограниченный по сравнению с британским подразделением. Аналогичным образом, швейцарская сторона сыграла важную роль в создании стратегии улучшения линейки товаров, но в то же время именно британская сторона настраивала процесс продаж, улучшала пользовательский интерфейс и создавала клиентскую платформу.

Совершенствование

Термин «совершенствование» в контексте РСПЗИ предполагает продолжение работы над частями нематериальных активов для их успешного использования и постоянного улучшения.

Как и на этапе разработки, функции совершенствования были разделены между тремя сторонами в данном примере. Итальянское предприятие в основном отвечало за продвижение бренда и повышение его осведомленности, хотя оно также вносило (в меньшей степени) вклад в поиск новейших технологий для повышения полупрофессиональных характеристик товаров. Британское подразделение внесло свой вклад в совершенствование производственного процесса, улучшило опыт покупки клиентов и имело полную ответственность за поощрение взаимодействия с клиентами. Швейцарскому предприятию удалось улучшить существующую технологию использующуюся линейкой продуктов спортивных товаров.

Поддержка

Поддержание нематериальных активов включает в себя выполнение всего, что может гарантировать их хорошую работу и получение дохода для бизнеса.

В случае с итальянским брендом, поддержка была связана с тем, чтобы клиенты были довольны и качество продукции было неизменно высоким. Большую часть ответственности за это имело британское подразделение, которое отвечало за развитие связи с клиентами, мониторинг обратной связи с клиентами и контроль качества. Также британская сторона отвечала за обеспечение последовательного опыта совершения покупок. Итальянская сторона отвечала за мониторинг состояния бренда и поддержание его лицензионных соглашений. Швейцарское подразделение собирало отзывы клиентов и удостоверилось в устранении производственных проблем путем постоянных улучшений, проверок и обновлений.

Защита

Защита бренда важна для обеспечения устойчивой стоимость активов. Она включает в себя обеспечение прав интеллектуальной собственности и мониторинг деятельности конкурентов для убеждения в том, что никто не сможет копировать идеи.

Процессы защиты бренда спортивных товаров были в основном разделены между итальянскими и британскими подразделениями, а швейцарская сторона только занималась юридической регистрацией патентов на технологии. Итальянское предприятие заботилось обеспечением защиты бренда и юридической регистрацией брендов и, в меньшей степени, отслеживало лицензионные соглашения о технологиях.

Британское подразделение разработало онлайн системы поддержки бренда и отслеживало конкуренцию, а также управляло патентованием производственных ноу-хау бизнеса и обеспечивало защиту конфиденциальности клиентов.

Использование

Что касается нематериальных активов, термин «использование» относится к тому, как нематериальные активы используются для получения прибыли.

В примере итальянской марки одежды большая часть ответственности за использование принадлежала британской компании отвечающей за следующее: введение бренда на рынок; внедрение лицензированных и разработанных технологий в процессе производства; продажа продукции; соединение с клиентами онлайн; помощь клиентам в получении выгоды из товаров. Итальянское подразделение представило бренд вместе со своими другими брендами, в то время как швейцарское предприятие обеспечивало современную технологию и обратную связь.

Результат РСПЗИ

Как видно из приведенного выше примера, три стороны в той или иной степени способствовали стоимости нематериальных активов в разных точках процесса получения дохода. До РСПЗИ  весь остаточный доход от нематериальных активов принадлежал бы итальянскому подразделению, поскольку оно юридически владеет интеллектуальной собственностью бренда и контрактными правами на технологию.

Однако, после введения РСПЗИ, каждое из трех вышеуказанных предприятий имеет право на пропорциональную долю доходов, полученных от конкретных нематериальных активов, которые они помогли разработать, усовершенствовать, поддержать, защищать или использовать.

Доля, которую получают различные субъекты в цепочке поставок, определяется в соответствии с важностью их вкладов в стоимость нематериальных активов. Ее можно измерить оценивая исполнение различных функций. Однако это только первый шаг анализа.

Функции РСПЗИ имеют разную степень вклада в создание стоимости. Прежде чем оценивать распределение прибыли, необходимо оценить уровень вклада различных функций в процесс создания стоимости.

Поиск сторонних данных РСПЗИ

В конечном счете, Пункты 8-10 доклада разъясняют, что налогоплательщики должны проводить анализ РСПЗИ для гарантирования соответствия руководству ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения в отношении определения соответствующей компенсации по принципу «вытянутой руки» для функциональных вкладов в нематериальные активы.

Функции РСПЗИ являются неотъемлемой частью стоимости нематериальных активов, поэтому их необходимо анализировать подробно при оценке транзакций между взаимосвязанными сторонами.

В этом может помочь доступ к данным третьих лиц по РСПЗИ-функциям и сопоставимым неконтролируемым сделкам в базе данных по ставкам роялти, например такой как RoyaltyRange. С учетом этих данных налогоплательщики могут гарантировать, что их трансфертное ценообразование находится в пределах «вытянутой руки».



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Siarheichyk Anna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация