ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Павлова Кристина Николаевна1, Геворкян Маргарита Геворковна1
1Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (ИАТЭ), магистрант II курса, группы ЭКН-М16, отделения социально-экономических наук

Аннотация
В работе рассмотрены сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности Брянской области. И проанализирована сложившаяся ситуация в отдельно взятом регионе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Павлова К.Н., Геворкян М.Г. Экономическая безопасность Брянской области // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86381 (дата обращения: 14.03.2024).

Экономическая безопасность региона – важнейший на сегодняшний день фактор обеспечения устойчивого развития государства. Объективный анализ состояния экономической безопасности субъектов является актуальной проблемой, так как не в полной мере разработаны методы ее оценки [2].  В Российской Федерации отсутствует институт по формированию научной и методической базы по обеспечению экономической безопасности страны. Большинство представленных на сегодняшний день исследований носят разрозненный характер и не дают общей методологической оценки экономической безопасности различных субъектов. Также не существует единой трактовки экономической безопасности различных субъектов[1].

Наиболее распространенной в настоящее время является трактовка экономической безопасности, данная С.Ю. Глазьевым. Он определяет ее как «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции». Данная трактовка опирается на количественные показатели поддержания уровня экономической безопасности[3].

Экономическая безопасность региона определяется, прежде всего, состоянием экономики региона в целом. В регионе должна быть обеспечена стабильность, устойчивость и поступательность как социальных, так и экономических процессов, должен быть создан потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики [5].  Региональная экономическая политика, учитывающая специфику региона, является важнейшим фактором, обеспечивающим экономическую безопасность региона.

В данной работе будет рассмотрена методика анализа экономической безопасности региона С. Ю. Глазьева на основе 22 показателей [4]. Объектом анализа является Брянская область за 2010-2016 года. Данные взяты с сайта статистики [6], [7]. В таблице 1 представлены результаты анализа.

Таблица 1. Экономическая безопасность Брянской области

Индикатор

Пороговое значение

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1 Объем ВРП на душу населения, % от среднего по «семерке»

50

12,4

14,7

16,2

16,3

14,9

10,0

9,4

2 Доля инвестиций в ВРП, %

25

28,6

27,6

22,4

27,7

27,2

23,1

24,3

3 Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении, %

25

22,7

23,7

22,5

17,2

12,6

8,9

7,9

4 Степень износа основных фондов промышленных предприятий, %

60

46,7

44,6

46,0

45,6

46,2

46,4

46,2

5 Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов, раз

3

4,6

5,8

6,7

6,4

5,4

3,9

4,0

6 Соотношения сбережений и инвестиций, раз

1,0

2,2

2,0

2,7

2,3

2,2

2,2

2,2

7 Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

15-17

0,1

0,1

1,9

3,6

0,5

1,2

0,8
8 Отношение расходов на НИОКР в ВРП, %

2,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

9 Соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ) и разработки (Р), раз

1:3:9

1:1:3

1:1:5

1:1:5

1:1:4

1:2:4

1:2:6

1:1:7

10 Соотношение затрат на технологические инновации и затрат на исследования и разработки (ИР), раз

2,0

4,6

5,0

8,1

5,9

3,0

2,7

4,0

11 Удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона, %

50

4,2

4,2

4,8

0,0

0,0

0,0

0,0

12 Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %

7

13,5

12,6

10,5

11,7

12,3

13

13,6

13 Продолжительность жизни, лет

70

67,9

68,8

69,1

69,8

69,4

70,4

70,9

14 Дифференциация доходов, раз

8

4,3

6,4

4,9

7,1

8,3

7,3

5,2

15 Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел.

5 000

1833

1533

1488

1527

1328

1409

1293

16 Уровень безработицы, %

7

8,0

7,1

5,1

5,2

5,0

4,6

4,4

17 Доступность жилья (отношение его рыночной цены к среднегодовому доходу семьи), раз

12

3,5

2,8

2,6

2,5

2,6

1,9

2,4

18 Уровень суицида, кол-во на 100 тыс.

26,5

17,7

16,9

19,4

16,1

17,0

14,5

13,4

19 Уровень занятости населения, %

60

61,9

64,8

67,3

66,7

66,1

66,4

65,6

20 Соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона на душу населения с прожиточным минимумом (ПМ), %

50

38,1

22,8

42,3

35,4

31,3

31,6

30,7

21 Темп роста потребительских расходов, %

5-6

-5,3

-9,4

0,7

-0,7

-2,4

-8,0

-2,4

22 Темп роста реальных доходов населения, %

5-7

3,4

-1,6

2,7

-0,7

-7

-1,2

-5,5

Источник: собственная разработка

Объем ВРП на душу населения (% от среднего по «семерке» =50) ниже нормативного значения, к тому же с 2015 г. он имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении экономического роста в регионе, а также характеризует значительное отставание от прогрессивных мировых показателей; также на снижение показателя повлиял спад в экономике, связанный с экономическими санкциями.

Доля инвестиций в ВРП в основной капитал, касательно Брянской области, не имела четко очерченных границ для снижения или увеличения в период 2010-2015 г. Как мы видим, данный показатель имеет скачкообразный характер. Данный показатель находится в значениях, близких к пороговому 25%.

По показателю «Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении» нельзя дать стопроцентной гарантии, что в ближайшее время будет снижение (повышение) его значений, поскольку мы видим, что закономерности не наблюдается. Данный показатель ниже порогового значения в 25%. Поскольку доля импорта продовольствия во внутреннем потребление не выше 25%, то смело можно утверждать, что продовольственная безопасность области не находится под угрозой.

Степень износа основных фондов имеет высокое значение, но при этом укладывается в рамки индикатора экономической безопасности, в связи с чем следует учесть, что в дальнейшем, при низком уровне обновления основных фондов, она достигнет критических для экономической безопасности региона значений.

Исходя из предыдущего вывода, можно сказать, что значение показателя обновления основных фондов выше критического значения, что говорит о том, что по данному показателю соблюдается экономическая безопасность, но при этом отметим, что данный показатель в течение всего анализируемого периода имеет тенденцию к снижению.

Показатель соотношения сбережений и инвестиций не соответствует нормативному значению, это говорит о нежелании населения участвовать в инвестиционных процессах региона, ввиду экономической и политической нестабильности.

Доля иностранных инвестиций также имеет очень низкое, с позиции экономической безопасности, значение, более чем в 10 раз превышающее нормативное ограничение. Этот факт говорит о том, что Брянская область не является инвестиционно привлекательной для иностранных инвесторов.

Уровень затрат на научные исследования и разработки в объеме ВРП соответствует индикатору экономической безопасности (2%), но при этом показатель имеет невысокое значение, характерное для инновационной экономики.

Соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки также отклоняется от нормативного соотношения, но к концу анализируемого периода становится ближе к индикатору: наблюдается увеличение фундаментальных затрат на разработки.

Соотношение затрат на технологические инновации и затрат на исследования и разработки больше нормативного значения (пороговое значение=2). Это говорит о том, что уровень инноваций находится в рамках исследовательской сферы.

Доля региональных кредитных организаций в общем числе функционирующих ниже нормативного индикатора экономической безопасности, а с 2013г. равна 0,  что свидетельствует о недостаточно развитых денежно-кредитных отношениях в регионе и о монополизации отдельных нерегиональных банков.

Негативным моментом является и то, что уровень населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет на конец анализируемого периода значение 13,8 %, что в два раза превышает индикатор экономической безопасности по этому показателю. В дальнейшем это скажется на платежеспособном спросе населения и приведет к трудностям в обеспечении экономического роста региона.

Продолжительность жизни населения региона с 2015г. стала соответствовать индикатору экономической безопасности по данному показателю и на конец анализируемого периода составила 70,9 года – это самое высокое значение за всю историю Брянской области.

Дифференциация доходов населения имеет тенденцию к снижению на протяжении всего анализируемого периода, но при этом не достигает индикатора экономической безопасности по этому показателю. В дальнейшем увеличение доли людей с доходами ниже прожиточного минимума может привести к увеличению дифференциации доходов населения региона.

Хорошим показателем для региона является достаточно низкое значение уровня преступности: практически в четыре раза ниже нормативного индикатора экономической безопасности по данному показателю.

Индикатор «уровень безработицы» также положительно влияет на экономическую безопасность социальной сферы Брянской области. Можно отметить тенденцию к снижению уровня безработицы в период с 2010 по 2016 г. Самый низкий уровень наблюдался в 2016 и держался на уровне 4,4% (при пороговом значении – 7%).

При условии, что пороговое значение равно 12 лет, то можно сделать вывод, что данный коэффициент «Доступности жилья» значительно более положительный, поскольку касательно Брянской области, можно утверждать, что семья сможет получить жилье через 2,4 года, что оказывает положительное влияние на безопасность социальной сферы.

Уровень суицида ниже индикатора экономической безопасности(=26,5) и имеет тенденцию к снижению.

Уровень занятости населения в анализируемом периоде увеличивается и находится в обратной зависимости от уровня безработицы в регионе. Значение показателя соответствует индикатору уровня экономической безопасности(=60%).

Соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона не соответствует нормативному индикатору(=50).  Соответственно, можно сказать, что Брянская область не является социально-защищённым регионом.

Низкий уровень показателей «Темп роста потребительских расходов», «Темп роста реальных доходов населения» и сильное отклонение в отрицательную сторону от порогового значение говорит о экономической уязвленности Брянской области.


Библиографический список
  1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2016.- № 6.
  2. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 10.
  3. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. – СПб., 2015. – 316с.
  4. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. – 2015. – №2.
  5. Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. – 2017. – № 6.
  6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. [Электронный ресурс]. URL: http://bryanskstat.gks.ru (дата обращения: 08.01.2018).
  7. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.gks.ru (дата обращения: 16.01.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Павлова Кристина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация