ТЕМА ПУТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА И А.И. КУПРИНА

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Голованова Софья Олеговна1, Власова Анастасия Андреевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье рассматривается одна из важных тем в литературе – тема пути. Авторы анализируют рассказы «Легкое дыхание» и «Гранатовый браслет», чтобы найти общие черты и общие проблемы, которые поднимают авторы этих произведений.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А., Голованова С.О., Власова А.А. Тема пути в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/86022 (дата обращения: 25.04.2024).

В жизни каждого из нас путь играет огромную роль. Мы сами выбираем способы, которые помогают нам выстроить правильную дорогу в будущее. В мире нет двух абсолютно одинаковых людей, поэтому у каждого свой путь испытаний и ошибок. Именно в процессе поиска нужной дороги человек обретает свои жизненные ориентиры, формирует собственную душевную организацию. Так, в рассказах И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» и А.И. Куприна «Гранатовый браслет» мы прослеживаем совершенно два разных пути к любви, приводящие к трагическому концу. Следует разобраться, что же объединяет и что различает эти дороги.

Не зря произведение И.А. Бунина «Легкое дыхание» начинается с описания кладбища, где среди всех могил виднеется крест с маленькой фотографией молодой красивой девушки. У нас, как у читателей, появляется интерес к рассказу. Мы начинаем размышлять, каков же был путь к смерти этой юной особы, и почему она так рано ушла из жизни. Главная героиня произведения – Оля Мещерская, которая пыталась познать любовь. Всякая девушка хочет быть интересной для противоположного пола, мечтает ловить взгляды восхищения со стороны мужчин. Юная Ольга отличалась ветреным поведением: она многим позволяла за собой ухаживать и держалась неподобающим образом. Девушка считала, что этот путь к любви самый легкий и самый доступный. Оля была больная желанием познать это чувство. Но девушка совершила огромную ошибку, став женщиной с человеком, которого практически не знала. Ольга поняла, что путь её был неверен. Молодая женщина окончательно разочаровалась в любви после такого ветреного поступка. Вместо того чтобы получить то, о чем мечтала, она получила душевную боль, травму, с которой прожила остаток своих дней. Из юной ветреной и веселой девушки Оля превратилась в замкнутую, стала заниматься рефлексией, всё больше и больше отравляя свою душу. Она поставила на себе крест, не желая мириться с произошедшим. Путь к смерти, как и путь к высокому светлому чувству, словно две нити, переплетается в рассказе. Не контролируя свои слова и действия, девушка завлекла казачьего офицера и пообещала быть его женой, а позже отказалась от своих слов. Мужчина, озлобившись, застрелил её. Вот таким трагичным образом путь к любви становится и путём к смерти. [1]

В произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Также затрагиваются эти жизненно важные проблемы. Желтков посвятил свою жизнь слепой, возвышенной любви к княгине Вере Шеиной. Он считал себя недостойным её чувств, лишь потому, что они имели разное положение в обществе. Любовь поглотила мужчину полностью, без остатка и с первого взгляда. Свой жизненный путь он видел только в этих чувствах, существовал ради того, чтобы любить: «В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…». Герой наблюдал за Верой, писал ей письма. Желтков подарил ей одну из своих дорогих вещей, гранатовый браслет, который являлся семейной реликвией. После визита Николая и Василия мужчина понимает, что он не сможет жить дальше, мучаясь от любви, что всем будет лучше, если он застрелится, Вера избавится от этих «письменных преследований», а он перестанет страдать. Желтков уходит в мир иной с душой, наполненной любовью, осознанно. Он считает, что это чувство стоит того, чтобы отдать за него жизнь. Последнее письмо Желткова раскрывает его тонкую душевную организацию, глубину его любви. Герой не жалеет о трагичности своего чувства: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным украшением, единственной мыслью…». [2]

Какой именно путь выберет человек -  зависит только лишь от его душевных качеств и от того, каким способом он хочет добиться поставленной цели. «Любовь любой ценой», как у Оли Мещерской, не может быть оправдана обществом.  Совсем иное отношение к чувствам Желткова. Мы восхищаемся тем, как герой может любить, тем, что это смысл его жизни.


Библиографический список
  1. Рощина О.С. К интерпретации рассказа И.А. Бунина “Легкое дыхание” // Сибирский филологический журнал. №1. -2011. С.53-59
  2. Максимюк Е.В. Когнитивно-семантическое моделирование образов бытия и мировосприятия в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет” // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. №5. -2012. С. 209-216


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация