Планирование на предприятии – одна из важнейших функций управления в социально – экономической системе. Сущность планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики заключается в обосновании, с научной точки зрения, будущих экономических целей их формирования и форм хозяйственной деятельности, подбора наиболее лучших способов реализации этих целей, на основе наиболее полного установления видов, объемов и сроков выпуска товаров, оказания услуг и выполнения работ, требуемых рынком. А также установление таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов имеют шансы привести к достижению прогнозируемых в будущем количественных и качественных результатов.
Планирование – это процесс постановки целей и определения действий, необходимых для их достижения.
Планирование позволяет:
1) сформировать цели, которые достижимы и устраивают собственников;
2) заранее качественно и обосновано определить ресурсы и действия, которые позволяют достичь поставленные цели, всесторонне учесть возможные риски;
3) лучше организовать деятельность внутри предприятия и взаимодействие с внешней средой, улучшить репутацию предприятия;
4) повысить мотивацию персонала, так как работникам становиться более понятна их роль, что от них ожидается;
5) создать контроль, основанный на сравнении планов и фактов.
Планирование на предприятиях направлено на наилучшее использование возможностей предприятия и предупреждение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности предприятия.
Планирование отвечает на несколько вопросов:
1. Что производить и для кого?
2. Как производить (какова технология производства)?
3. Кто, за что и как отвечает?
4. Когда производить?
5. В какие сроки произвести?
Также следует понимать, что планирование, являясь одним из инструментов управления предприятия, носит поэтапный характер. В процессе исследования было определено несколько этапов планирования. Во –первых, исследование ретроспективной деятельности объекта (то есть предприятия). Во – вторых, разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов. В – третьи, конкретизация потребности объекта планирования в финансовых средствах. В – четвертых, прогнозирование структуры и источников финансирования. В – пятых, создание и поддержание системы управления различными ресурсами. В – шестых, разработка процедуры внесения изменений в оперативные планы [2].
Результатом планирования является план – документ, в котором отражены цели, последовательные действия по их достижению, их сроки, необходимые ресурсы, ответственные лица.
Следует заметить, что многие предприниматели путают планирование с прогнозированием. Планирование – это конкретный процесс разработки и принятия целей и установление конкретных действий, направленных на достижение этих целей. А прогнозирование – это процесс предвидения, предсказания возможного состояния объекта или процесса в будущем на основе информации об их прошлом и настоящем. С помощью прогнозирования пытаются описать возможные состояния важных для предприятия факторов и процессов будущего, а с помощью планирования, что в этих условиях можно достичь и сделать для достижения желаемого.
Можно выделить следующие пути улучшения планирования на предприятии:
1) использование только качественной информации из достоверных источников для планирования на своем предприятии;
2) тщательно разрабатывать все разделы плана;
3) важно не один раз возвращаться к своим проектировкам и в случае необходимости корректировать их:
4) при определении структуры планирования необходимо учитывать возможности и организационно – правовую форму предприятия.
Таким образом, для выживания и успешной деятельности предприятия необходимо уделять особое внимание планированию. В современных рыночных условиях хозяйствования основным механизмом управления предприятия является именно планирование. В наше время зачастую меняются способы ведения бизнеса, в результате чего постоянно растут требования к системе планирования [1]. Без планирования на предприятии невозможно.
Библиографический список
- Байдикова К. А. Планирование на предприятии в современных условиях // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. 2016. URL: http://nauka-rastudent.ru/29/3446/ (дата обращения: 03.12.2018).
- Большухина И.С. Экономика предприятия учебное пособие. Ульяновск, 2016.
Количество просмотров публикации: Please wait