УДК 159.9.072.432

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Макаров Юрий Иванович
Смоленский государственный университет
студент 4 курса психолого-педагогического факультета

Аннотация
В статье предложена такая характеристика интересов молодёжи, как содержательность, описано её терминологическое значение. Выделены типы интересов на основе этой характеристики. На основе проведенного исследования можно утверждать то, что количество молодых людей, предпочитающих более содержательные интересы, примерно равно количеству молодых людей, предпочитающих менее содержательные интересы. Была предпринята попытка выявить зависимость между наличием предпочтения к одному из типов интересов и некоторыми условиями семейного воспитания и личностными особенностями.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаров Ю.И. Содержательность интересов современной молодёжи // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/12/88287 (дата обращения: 23.12.2018).

На данный момент молодёжь как социально-возрастная группа подробно рассматривается в работах таких авторов как: В.Т. Лисовский [1], И.С. Кон [2], В.В. Павловский [3], С.П. Иваненков [4, 5], А.Ж. Кусжанова [5], В.А. Луков [6] и другие – с самых разных аспектов. Существует отдельное междисциплинарное научное направление, называющееся ювенологией, которое занимается изучением молодёжи как социально – возрастной группы. Эти факты говорят о выраженном интересе научного сообщества к данной теме.

Одновременно с этим, на наш взгляд, не так много работ посвящено проблематике интересов современной молодёжи. Тем не менее, данный аспект представляется нам достаточно важным для понимания молодёжи в целом и понимания ситуации нравственного и профессионального самоопределения молодых людей в частности.

Наиболее интересной стороной исследования интересов взрослеющих людей нам кажется изучение неоднородности влияния интересов на успешное решение задач нравственного и профессионального самоопределения. Каждый из интересов конкретного молодого человека может помогать ему в решении задач его самоопределения, не помогать или мешать. Эта степень ценности интереса для самоопределения молодёжи как некая характеристика каждого интереса и является основной темой описанного ниже исследования. Данная характеристика была названа содержательностью интереса. Ниже мы опишем типологическое разделение интересов молодых людей на более содержательные и менее содержательные.

Цель нашего исследования заключалась в определении преобладающего типа интересов у современной молодёжи – более содержательных интересов или менее содержательных интересов, – а также в поиске личностных особенностей и особенностей семейного воспитания, которые влияют на формирование предпочтения к тому или иному типу интересов. В начале исследования мы исходили из предположения о том, что соотношение более содержательных и менее содержательных интересов в современной молодёжной среде примерно равно; выбор наиболее предпочитаемого типа интересов зависит от некоторых семейных условий воспитания и личностных особенностей.

Объектом нашего исследования явилась молодёжь как социально-возрастная группа, предметом исследования – менее содержательные и более содержательные интересы современной молодёжи. В исследовании мы рассматриваем старший подростковый и юношеский возраста, так как именно эти периоды развития, на наш взгляд, составляют категорию молодёжи.

Сам интерес можно определить как один из компонентов направленности человека, системы устойчивых побуждений, характеризующих человека. Под ним в психологии в общем смысле понимают отношение или состояние, вызывающее сосредоточенность на определенном предмете мыслей.

Рассмотрим влияние интересов на решение задач профессионального и нравственного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте для описания категорий «более содержательные интересы» и «менее содержательные интересы».

Примером интересов, ценных для нравственного самоопределения, могут стать интересы к религии, истории, политике и так далее. Получая информацию о мироустройстве из различных источников, подросток формирует собственное мировоззрение. Для профессионального самоопределения интерес может быть ценен в двух случаях. Во-первых, если интерес связан с таким видом деятельности, которая, впоследствии, может перейти в профессиональную, так как это напрямую способствует успешному выбору профессии. Во-вторых, если в процессе реализации интереса происходит самообразование или психофизическое, психосоциальное или когнитивное развитие. Расширение возможностей молодого человека в различных сферах позволяет ему выбирать из более широкого спектра профессий, а так же качественно улучшает как процесс нравственного самоопределения, так и процесс профессионального самоопределения.

Следовательно, мы выделяем три критерия для выявления содержательности интересов – это возможность перехода деятельности, осуществляемой в процессе реализации интереса, в профессиональную; осуществление развития или самообразования в процессе этой деятельности; получение в процессе реализации интереса информации, ценной для формирования мировоззрения. Интересы, удовлетворяющие одному из этих критериев или трем сразу можно назвать содержательными – то есть содержащими элементы, важные для решения основных задач подросткового возраста. Интересы, неудовлетворяющие сразу трем данным критериям, можно назвать бессодержательными.

На практике большинство интересов не являются в полном смысле этого понятия бессодержательными, так как часто имеют хотя бы косвенное положительное значение для самоопределения, поэтому для типологического разделения мы будем пользоваться терминами «более содержательные интересы» и «менее содержательные».

Для реализации цели нашей работы было проведено разведывательное исследование с помощью социальной сети «ВКонтакте» среди пользователей старшего подросткового и юношеского возраста, направленное на изучение сферы их интересов. Выбор такого способа проведения исследования обусловлен высокой популярностью социальных сетей в молодежной среде.

Для исследования была разработана анкета. Цель анкеты – определение преобладающего в современной молодёжной среде типа интересов; выявление личностных факторов и факторов семейного воспитания, влияющих на предпочтение интересов того или иного типа.

Анкета состояла из четырех блоков. Первый блок предполагал указание участниками исследования своего пола и возраста. Второй блок вопрос был направлен на исследование условий семейного воспитания отвечающих. Третий блок был нацелен на изучение личностных особенностей, а именно уровня экстравертированности/ интровертированности и уровня нейротизма. Для диагностики данных черт был взят личностный опросник Г. Айзенка. Четвертый блок состоял из вопросов, касающихся интересов и увлечений участников исследования.

В качестве более содержательных интересов в анкете рассматривались: активный отдых (альпинизм, туризм, катание на лыжах и т.д.); посещение выставок, музеев, театров; саморазвитие (тренинги, просветительские лекции, изучение соответствующей литературы); участие в интеллектуальных играх; изучение различных областей знания или творчества; практическая деятельность, связанная с каким-либо видом профессионального труда или творчества.

В качестве менее содержательных интересов: развлечение с помощью компьютерных игр; развлечение в социальных сетях (общение, просмотр новостей, развлекательных сообществ); просмотр развлекательных видео, телепередач или игровых трансляции; просмотр развлекательных фильмов; чтение развлекательной литературы; проведение времени с друзьями без конкретной цели; отдых без дополнительных занятий.

Результаты анкетирования предполагали качественную и количественную обработку данных.

В исследовании приняло участие 109 человек в возрасте от 15 до 23 лет. Большая часть участников была женского пола – 74%, участники мужского пола составили 26% от общего числа.

По результатам исследования чуть больше половины отвечающих (54%) предпочитают менее содержательные интересы, соответственно оставшаяся часть участников (46%) предпочитает более содержательные интересы. Примечательно, что данное соотношение сохраняется и среди отвечающих мужского пола, и среди отвечающих женского пола.

В таблице 1 представлены данные касательно соотношения условий семейного воспитания с выбором предпочитаемого типа интересов. Для удобства представления данных все участники исследования были разделены на две подвыборки – отвечающие, выбравшие менее содержательные интересы (первая подвыборка), и отвечающие, выбравшие более содержательные интересы (вторая подвыборка). В третьем и четвертом столбцах в процентах отдельно представлено количество отвечающих из первой подвыборки, выбравших соответствующий вариант ответа, и отдельно такие же данные представлены касательно членов второй подвыборки.

Таблица 1 – Соотношение условий семейного воспитания и предпочитаемого типа интересов

Параметры

Варианты ответов

Подвыборки

Подвыборка с предпочтением менее содержательных интересов (первая)

Подвыборка с предпочтением более содержательных интересы

(вторая)

Наличие обоих родителей Полная семья

75%

82%

Не полная семья

25%

18%

Наличие братьев/

сестер

Нет братьев/сестер

34%

36%

Один брат/сестра

49%

56%

Два брата/сестры

12%

6%

Больше двух братьев/сестер

5%

2%

Наличие других родственников (бабушки, дедушки, дяди, тёти и т.д.) В семье отсутствуют другие родственники

59%

64%

В семье один-два других родственника (с ними поддерживается активное живое общение)

36%

30%

В семье больше двух других родственника (с ними поддерживается активное живое общение)

5%

6%

Главенство в семье В семье нет главенствующих членов

41%

52%

В семье главенствует мама

34%

16%

В семье главенствует папа

19%

30%

В семье главенствует бабушка

5%

2%

В семье главенствует дедушка

1%

0%

Источник наиболее положительного отношения к респонденту в семье Все члены семьи относятся к отвечающему одинаково хорошо

15%

18%

Лучше всех относится мама

49%

36%

Лучше всех относится папа

8%

22%

Лучше всех относятся оба родителя

5%

4%

Лучше всех относится бабушка

17%

16%

Лучше всех относится дедушка

1%

2%

Лучше всех относится брат/сестра

5%

2%

Стиль общения в семье В семье приветствуется неформальный стиль общения

58%

72%

В семье приветствуется формальный стиль общения

42%

28%

Отношение родителей к увлечениям Родители одобряют увлечения

92%

90%

Родители не одобряют увлечения

8%

10%

Наличие совместных увлечений с членами семьи Никто из ближайших родственников не разделяет увлечения отвечающего

29%

36%

Мама разделяет увлечения

27%

26%

Папа разделяет увлечения

9%

12%

Бабушка разделяет увлечения

5%

6%

Дедушка разделяет увлечения

1%

2%

Старший брат/

сестра разделяет увлечения

7%

6%

Младший брат/

сестра разделяет увлечения

10%

6%

Все ближайшие родственники разделяют увлечения отвечающего

12%

6%

Посещение дополнитель-ных секций/

кружков по желанию родителей

Отвечающий ходил на секцию/кружок по желанию родителей, но после заинтересовался сам

14%

20%

Отвечающий долго ходил (все еще ходит) на секцию/кружок по желанию родителей, но так и не заинтересовался

12%

10%

Отвечающий ходил на секцию/кружок по желанию родителей, но быстро бросил

6%

0%

Отвечающий не ходил на секцию/кружок по желанию родителей

68%

70%

Значимость различий в условиях семейного воспитания между подростками и юношами, предпочитающими различные типы интересов, проверялась с помощью применения t-критерия Стьюдента для сравнения относительных величин. Существенное различие было выявлено в параметре «главенство в семье». Таким различием оказалось то, что в первой подвыборке главенствующим членом семьи на 18% чаще является мама, чем во второй. По результатам статистической проверки с помощью t-критерия Стьюдента это различие значимо на уровне p=0.05. Во всех остальных параметрах значимых различий не было выявлено.

Использование диагностики темперамента Г. Айзенка позволило выявить уровень экстра/интровертированности и уровень нейротизма подростков и юношей, участвовавших в исследовании. Средний балл по уровню экстра/интровертированности в первой выборке равен 12, что соответствует среднему значению экстра/интровертированности, среднее отклонение – 3. По уровню нейротизма средний балл равняется 14, что соответствует высокому уровню нейротизма, среднее отклонение равно 4. Соответственно, во второй выборке средний балл по уровню экстра/интровертированности равен 13, что соответствует склонности к экстравертированности, среднее отклонение равно 3, как и в первой выборке. Средний балл по уровню нейротизма во второй выборке равен 14, среднее отклонение – 3.

Для проверки гипотезы о нормальности распределения данных уровня экстра/интровертированности и нейротизма в первой и второй выборках использовался критерий Колмагорова-Смирнова. По результату этой проверки оказалось, что все данные не являются нормально распределенными, поэтому для проверки гипотезы о различии средних величин для каждой пары данных использовался критерий Манна-Уитни. Использование U-критерия Манна-Уитни показало, что различия в выборках по параметрам экстра/интровертированности и нейротизма  можно считать не существенными.

Обобщая представленные данные, можно сказать, что менее содержательные и более содержательные интересы приблизительно равнопопулярны с небольшим перевесом менее содержательных интересов. Различий между отвечающими женского и мужского пола в этом аспекте не наблюдается.

Касательно взаимосвязи условий семейного воспитания и преобладающего типа интересов было выявлено, что большинство исследуемых условий семейного воспитания такие как: наличие обоих родителей, наличие братьев/сестер, наличие других родственников, источник наиболее положительного отношения к респонденту в семье, стиль общения в семье, отношение родителей к увлечениям, наличие совместных увлечений с членами семьи, посещение дополнительных занятий по желанию родителей, – не имеют существенных различий в зависимости от предпочитаемого типа интересов. Значимые различия в зависимости от предпочитаемого типа интересов имеет параметр: «главенство в семье». В семьях подростков и юношей, предпочитающих менее содержательные типы интересов, мама чаще является главой семьи. Значимых различий между уровнем экстра/интровертированности и уровнем нейротизма в зависимости от предпочтения разных типов интересов не выявлено.

Через результаты исследования была частично подтверждена гипотеза данной работы. Было показано примерно равное соотношение ориентированности на содержательные и бессодержательные интересы среди современных подростков, выявлена зависимость выбора предпочитаемого типа интересов от главенства матери в семье подростка или юноши.

Данное исследование, на наш взгляд, доказывает актуальность проблемы современных исследований интересов старших подростков, наличие возможности получить новые важные сведения о ценности интересов современных подростков для их будущей жизни, а так же необходимости осуществить более тщательный поиск параметров, обусловливающих преобладание более содержательных или менее содержательных интересов. Также, результаты исследования показали необходимость не только типологической классификации интересов на содержательные и бессодержательные, но и видовой классификации внутри этих типов.

Таким образом, тема содержательности интересов молодых людей представляется нам весьма актуальной и перспективной. На наш взгляд, данный ракурс рассмотрения интересов молодёжи нуждается в тщательном изучении различными авторами, детальной проработке всех теоретических моментов и последующем проведении фундаментальных исследований, которые прольют свет на механизмы формирования предпочтения современной молодёжью более содержательных или менее содержательных интересов.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. – 361 с.
  2. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.:, Просвещение, 1989. – 256с.
  3. Павловский, В.В. Ювенология: становление науки о молодежи / В. В. Павловский; Краснояр. гос. ун-т, Краснояр. агроуниверситет. – Красноярск: КГУ, 1997. – 185 с.
  4. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования “Рос. тамож. акад.”. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. тамож. акад. – СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2003 (Тип. ИПК Синтез-Полиграф). – 418, [1] с.
  5. Иваненков, С.П. Молодежь и государство: инновационные подходы (На материалах Оренбургской области) / С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова. – Оренбург: Газпромпечать, 2009. – 430 с.
  6. Луков, Вал. А. Биосоциология молодежи : теоретико-методологические основания : науч. монография / Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. — 430 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макаров Юрий Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация