ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

Корсунова Надежда Николаевна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Московский финансово-промышленный университет "Синергия"

Аннотация
В настоящее время рынок банковских кредитных продуктов для корпоративных клиентов является наиболее крупным по объему его сегментов и выступает индикатором экономической ситуации в стране.Существуют две стратегии развития рынка банковских кредитных продуктов: первая, ориентирована на необходимость удовлетворения потребностей корпоративных клиентов, а вторая, ориентирована только на получение прибыли в краткосрочном аспекте. Сложившаяся ситуация в российской экономике требует создания условий для активизации деятельности предприятий реального сектора экономики. По нашему мнению, этому способствовало бы формирование в нашей стране инновационного рынка банковских кредитных продуктов для корпоративных клиентов.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корсунова Н.Н. Перспективы развития рынка банковских кредитных продуктов для корпоративных клиентов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88191 (дата обращения: 20.04.2024).

На развитие  банковского рынка кредитных продуктов для корпоративных клиентов влияет ряд объективных и субъективных факторов.

Таблица 1- Факторы развития рынка инновационных кредитных  продуктов для корпоративных клиентов [1 ].

Субъективные факторы Объективные факторы
Доверие к коммерческим банкам Экономическое положение в стране
Степень информированности Уровень конкуренции
Степень необходимости использования Уровень развития банковской системы

Следующим критерием структурирования банковского кредитного рынка являются группы потребителей(корпоративных клиентов) банковских кредитных услуг (фактических и потенциальных).

В основе сегментации банковского рынка по группам корпоративных клиентов могут лежать самые разнообразные признаки: правовые, экономические, географические, демографические, поведенческие и др.[2].

Таблица 2- Сегментация банковского рынка предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности (на примере стран Запада)[2].

Группа клиентов Характерные черты
Мелкие фирмы §  Семейные предприятия с ограниченными финансовыми возможностями. Отсутствие административного аппарата, минимум планирования.

§  Сфера деятельности территориально ограничена. Коммерческий успех связан с политикой 1-2 ключевых лиц. Финансовая экспертиза ограничена советами банка или дипломированных бухгалтеров

Средние фирмы:

§  сфера услуг

§  розничная торговля

§  обрабатывающая промышленность

§  Большое число работников. Потребность в долгосрочных источниках финансирования для расширения операций

§  Большое число работников. Большой объем бухгалтерской и счетной работы, а также операций с наличными деньгами

§  Проблемы финансирования. Потребность в помещениях

Крупные фирмы:

§  сфера услуг и розничная торговля

§  обрабатывающая промышленность

§  сельское хозяйство

§  Ориентация на экспансию и захват рынков. Наличие широкой сети филиалов с обширным персоналом но реализации и административному контролю

§  Большая потребность в капиталовложениях в здания и оборудование. Стремление вводить новые продукты, что порождает необходимость в научно- исследовательских работах. Постоянное стремление к завоеванию новых рынков, особенно за границей

§  Высокий уровень специализации производства. Сезонные проблемы с наличностью, относительно низкая отдача капитала

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, набор инновационных кредитных услуг может быть в разных банках одинаков, однако их объем может различаться[1].

Таблица 3-Основные отличия потребительского и корпоративного рынка [3].

В-2-С В-2-В
Много небольших покупателей Несколько небольших покупателей
Обезличенный рынок Четкий профиль каждого покупателя
Пассивные покупатели Активный покупатель(стратегия закупок)
Единичные транзакции Непрерывные отношения
Изолированные отношения Бизнес сети

Согласно данным таблицы 3, рынок корпоративных клиентов отличается небольшим числом покупателей, имеющих четкую стратегию закупок и партнерских отношений.

По перспективам развития рынки  банковских кредитных продуктов можно классифицировать как:

- бесперспективный рынок, операции на котором необходимо прекратить;

- основной рынок, на котором реализуется преимущественное объем кредитных услуг;

- дополнительный рынок (на котором может быть реализован незначительный объем услуги);

- растущий рынок, характеризуется достаточно высокими темпами наращивания сбыта кредитных услуг;

- потенциальный рынок, который имеет перспективы роста, но требует для этого определенных ресурсов и усилий (модификация продукта, расширение сбытовой сети, меры стимулирования сбыта и т.д.);

- непостоянный рынок, характеризующийся значительными перепадами в объемах сбыта.

Основными критериями для структурирования банковского кредитного  рынка могут также являться:

-объект купли-продажи (инновационная кредитная услуга);

-целевые группы потребителей( корпоративные клиенты);

-пространственный признак [4;С.149].

Корпоративные клиенты банка являются основой его развития . В связи с этим, участников экономических отношений можно классифицировать по признаку постоянных отношений с банком.

Их можно разделить на:

- Постоянные клиенты – это группа клиентов характеризующейся наличием банковского счета и долгосрочных взаимоотношений с банком. Как правило, клиенты ориентированы на получение всех кредитных услуг только в одном банке.

- Случайные (разовых, импульсных) клиенты. Случайные клиенты не заинтересованы в долгосрочных отношениях с конкретным банком. Они готовы воспользоваться его услугами с целью краткосрочной (разовой) выгоды или в результате непредвиденных случаев.

- Новые (потенциальных клиентов) – это потенциал роста и развития банка[4;С.150].

Таблица 4 -Основные типы корпоративных клиентов при принятии решения об  использовании банковского кредитного продукта[5].

Провидцы Прагматики
Опираются на интуицию Склонны мыслить аналитически
Поддерживают революцию Поддерживают эволюцию
«Белые вороны» Конформисты
Выбиваются из общего ряда Держатся сообща
Единственный закон для них-их желания Консультируются со своими коллегами
Идут на риск Управляют рисками
Мотивированы будущими возможностями Мотивированы текущими проблемами
Стремятся исследовать границы возможного Стремятся к тому что достижимо

В курсе лекций «Разработка инновационного продукта» было отмечено, что основной тип клиентов составляют прагматики.

Произведем сегментацию корпоративных клиентов.

Рисунок 1 -Сегментация корпоративных клиентов со стороны инновации[5].

Экстремальные пользователи находятся в особых условиях, поскольку имеют особые запросы к банковским кредитным продуктам , которые отличаются от запросов массового рынка [5].

Далее рассмотрим идеального корпоративного клиента.

Рисунок  2-Идеальный корпоративный клиент с идеальной проблемой[5].

Говоря об инновациях на рынке банковских кредитных продуктов для корпоративных клиентов можно выделить такой тип корпоративных клиентов как «технические энтузиасты».

Данный тип корпоративных клиентов хочет попробовать новинку , при этом новизна может быть важнее полезной функции банковского кредитного продукта 3

Выделив особенности рынка банковских кредитных продуктов и рассмотрев основные типы корпоративных клиентов, рассмотрим алгоритм работы со специальными категориями рынка.

Рисунок 3- Алгоритм работы со специальными категориями рынка [5].

Особые сегменты корпоративных клиентов выделяются в ходе исследования  специальных категорий рынка банковских кредитных продуктов, в числе которых «золотой фонд» раннего этапа развития банковского кредитного продукта, ценный актив идеи создания банковского кредитного продукта и одна из метрик прогресса[3].

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с особенностями функционирования банковского кредитного рынка на современном этапе, должно проводиться  с целью повышения продуктивности исследований в данной сфере, а также уточнения некоторых аспектов сущности и роли кредитного рынка в современном мире, а также модернизации банковских кредитных  продуктов и их ориентации на потребности корпоративных клиентов. Перспективой развития рынка банковских кредитных продуктов для корпоративных клиентов должно стать снижение  кредитных рисков и затрат (на маркетинговые исследования, привлечение новых и удержание старых корпоративных клиентов) за счет продажи уже имеющимся корпоративным  клиентам не одного, а сразу нескольких банковских кредитных продуктов и в заранее подготовленном пакете; повышении лояльности корпоративных клиентов; улучшении характеристик банковских кредитных продуктов; стимулировании спроса на них и дифференциации продуктовой линейки, что затрудняет копирование продуктов конкурентами.


Библиографический список
  1. Банковские услуги и условия их развития в России. Электронный ресурс.[Режим доступа]: http://ekrost.ru/poster/bankovskie-uslugi-i-usloviya-ih-razvitiya-v-rossii.html(дата обращения  16.09.2017)
  2. Рынок банковских услуг// Лекции по Банковскому делу: Электронный ресурс.[Режим доступа]:http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/rynok-bankovskih-uslug.html(дата обращения 8.10.2017)
  3. Курс лекций на платформе COURSERA  по курсу  «Разработка инновационного продукта.  Электронный ресурс.[Режим доступа]: https://www.coursera.org/learn/developing-products-new-market(дата обращения 1.11.2018)
  4. Корсунова Н.Н. Рынок банковских продуктов и услуг: подходы к изучению и основные особенности/Актуальные исследования :от теории к практике: Материалы Международной научно-практической конференции/НИЦ «Мир науки».-г.Кишинев.23.11.2017(149).-С.149
  5. Составлено автором по курсу лекций на платформе COURSERA  по курсу  «Разработка инновационного продукта». Электронный ресурс.[Режим доступа]:  https://www.coursera.org/learn/developing-products-new-market(дата обращения 1.11.2018)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Корсунова Надежда Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация