РОЛЬ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В статье рассматривается роль научно – исследовательской деятельности студентов в учебном процессе. Дано определение понятию «научно – исследовательская деятельность». Выявлены преимущества научно – исследовательской деятельности студентов. Рассмотрены основные функции научно – исследовательской деятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Слюзнева К.В., Гордеев К.С., Жидков А.А. Роль научно – исследовательской деятельности в учебном процессе // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88169 (дата обращения: 13.03.2024).

Научно – исследовательская деятельность приобретает все большее значение и перерастает в один из главных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельность, который направлен на получение новых объективных научных знаний.

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу [1].

Подготовка студентов научно – исследовательской деятельности выражена в федеральных государственных стандартах и представляет собой обязательную составную часть модели специалиста высшего профессионального образования.

Можно выделить следующие преимущества научно – исследовательской деятельности:

1)      размышление над общественными проблемами;

2)      формирование значимых качеств личности;

3)      развитие интеллектуальных умений студентов;

4)      коллективная работа и сотрудничество преподавателя и студента.

Участие студентов в научно – исследовательской деятельности способствует развитию таких важных качеств личности как познавательный интерес, коммуникабельность, самостоятельность. Также участие в таком виде деятельности делает студентов конкурентоспособными, инициативными, самостоятельными в принятии различных решений. Приобретенные исследовательские навыки способствуют более быстрому формированию профессиональных качеств.

Научно – исследовательская деятельность студентов содержит в себе два элемента:

1)      обучение студентов основам написания научно – исследовательских работ;

2)      выполнение студентом научных исследований под руководством преподавателей.

Можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения ГРАНТов; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. [2].

Правильно спланированная и хорошо организованная научно – исследовательская деятельность студентов в процессе обучения выполняет следующие функции:

  1. Образовательная функция: овладение теоретическими и практическими знаниями.
  2. Мотивационная функция: развитие и повышение интереса к науке в процессе участия в научно – исследовательской деятельности.
  3. Организационно – ориентационная функция: формирование умения ориентироваться в литературных источниках, развитие умений правильно организовать и планировать свою деятельность.
  4. Аналитико – корректирующая функция: рефлексия студента, его самоанализ, совершенствование планирования и организации своей научно – исследовательской деятельности.
  5. Развивающая функция: развитие логического и творческого мышления, умение действовать в различных ситуациях.

Научно – исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей студентов, значительно увеличивается сфера информационного понимания и представления, формируются и совершенствуются различные познавательные способности, вырабатываются умения самостоятельно принимать решения и применять полученные знания на практике.


Библиографический список
  1. Фролова Н. В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 445-447. – URL https://moluch.ru/archive/55/7584/ (дата обращения: 08.12.2018).
  2. Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2016. –С. 380–383


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Закунова Екатерина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация