Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс, предусматривающий, в свою очередь, создание в Европе единого образовательного пространства, привело к переходу отечественной высшей школы на уровневую систему высшего профессионального образования [1,2]. Данный процесс оказывает существенное воздействие на координирование целей и результатов образования, на основании реально существующих потребностей студентов, выпускников вузов, работодателей и общества. По мнению социолога Самсона Балановский, именно трудоустройство выпускников вузов является одним из основных факторов оценки эффективности системы образования [3].
Непосредственно сами понятия “занятость” и “трудоустройство” неразрывно связаны между собой в качестве цели и средство ее достижения. Каждое из этих терминов рассматривается в двух аспектах: широком и узком [4].
В широком смысле «трудоустройство» представляет собой совокупность мероприятий различного характера (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских), касающихся обеспечения занятости трудоспособного населения. В узком значении подразумевает в себе осуществляемый процесс поиска безработными, при содействии государственных органов и негосударственных организаций, подходящего вакантного рабочего места, устройство на работу, а также подбора работодателями необходимого кадрового состава.
Занятость, и сходя из понимания в широком смысле, представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не вступающих в противоречие с законодательством РФ, как правило, приносящая им определённый заработок либо иной трудовой доход. В узком значении – это обеспечивающая регулярный заработок и иной доход трудовая деятельность по любым основаниям (например, по найму), период осуществления которой зачисляется в трудовой стаж, который, в свою очередь, даёт право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающего населения).
В качестве понятий “занятость” и “трудоустройство” имею между собой неразрывную связь, в качестве цели и средства ее достижения, необходим документ, регулирующий процесс трудоустройства. Общие вопросы, касающиеся занятости и трудоустройства, урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) “О занятости населения в Российской Федерации” [4].
Существует две основные формы трудоустройства граждан:
- прямое (самостоятельное) обращение к работодателю по поводу работы;
- обращение к посреднику, в государственные органы по вопросам занятости – территориальные органы Министерства труда России по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности [4].
Перед выпускниками высших учебных заведений всегда стояла проблема их карьерной перспективы, но развитие экономической ситуации в Европе в последние 10 лет заставили рассматривать ее более детально. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей – всё это в результате приводит к тому, что молодой специалист обращается в службу занятости или же вынужден сам искать работу, чаще всего устраивается на работу не по специальности и заново переучивается [5].
В 2014 г. ассоциацией классических университетов России и Центром изучения проблем профессионального образования было проведено исследование по оценке вхождения России в Болонский процесс. В рамках исследования был осуществлён экспертный анализ результатов данных анкетирования, проведённого в ряду проректоров по учебной работе и студентов в российских вузах. На основе проведённого исследования был подготовлен материал, необходимый для Национального доклада РФ к конференции министров образования стран Европейского пространства высшего образования. Опрос состоял из большого блока вопросов, касающихся научного анализа рынка труда и его учета в образовательной политике; о производственной практике; о правовых нормах, касающихся трудоустройства выпускников, об отслеживании трудоустройства и карьеры выпускников, в том числе устроившихся на работу по специальности, а также о наличии в университетах служб поддержки трудоустройства студентов [6, С. 64].
По данным исследования удалось установить, что к категории «службы поддержки трудоустройства студентов» относятся службы методической поддержки (кураторство (90%), службы профориентации и трудоустройства (87%), а также службы психологического консультирования (67%)). По конечным результатам анкетирования было выявлено, что карьера выпускников отслеживается в 84% образовательных организациях высшего образования. Исследования карьеры чаще раза в год проводится менее чем в 40% образовательных учреждениях. Процент студентов, трудоустроенных с помощью оказания поддержки университетской службы по трудоустройству точно не определен (мнения не согласованны). Что касается наличия в образовательных организациях высшего образования специально разработанных совместно с работодателями образовательных программ, 84% респондентов утверждают, что они существуют, 16% – признают их отсутствие [6, С. 64].
Что касается конкретно России, то здесь же единый мониторинг карьеры выпускников не проводится. Анализ карьеры выпускников образовательных организаций высшего образования не системный, имеет разные цели и функции и не может полностью дать подробную картину, касающуюся трудоустройства выпускников вузов. Имеется трудность и в анализе оценивания влияния учебного заведения на последующую карьеру выпускника. Из-за отсутствия полноценной системы трудоустройства выпускников возникают затруднения с выявлением эффективности высшего образования, в том числе востребованности профессий на рынке труда, что является весьма значимым фактором трудоустройства [6, С. 64].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости создания единой продуманной системы трудоустройства студентов.
С целью разрешения проблем сферы трудоустройства, Министерство образования РФ в 2001 году приняло решение о необходимости создания полноценной системы содействия трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Основу данной системы должны составлять центры содействия занятости и трудоустройству выпускников, которые будут созданы на базе всех учреждений профессионального образования России.
Данная система, по нашему мнению. должна включать в себя следующие составляющие элементы: службы методической поддержки; службы профориентации и трудоустройства (отделы трудоустройства и обеспечения практики студентов); службы психологического консультирования; студенческие кадровые агентства; единая система мониторинга трудоустройства студентов по специальностям по окончании профессиональных заведений.
В Нижнем Новгороде в некоторых профессиональных учебных заведениях существуют службы поддержки трудоустройства студентов вуза. Так, к примеру, на Факультете управления и социально – технических сервисов в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина одним из звеньев сектора профориентации на факультете является студенческое кадровое агентство «Мининский», целями которого являются:
1. формирование базы студентов факультета, желающих реализовать приобретенные знания и компетенции на предприятиях Нижнего Новгорода с учетом графика обучения очной формы (гибкий график);
2. поиск заинтересованных работой специалистов, подготавливаемых Факультетом Управления и социально-технических сервисов и готовых с ними сотрудничать на условиях как полной, так и частичной занятости;
3. оказание помощи студентам в разработке резюме;
4. активное сотрудничество с центром содействия трудоустройству выпускников и организации практик Мининского университета с целью расширения клинических баз практик студентов.
Для студентов на факультете организуются различные мероприятия, такие как «День тренингов», «День карьеры», мастер-классы разной направленности, вебинары и другие.
В основные функции отдела трудоустройства и практики студентов должен входить перечень следующих задач:
Во – первых, практическая помощь, а также содействие трудоустройству студентов учебных заведений.
Во – вторых, информационная поддержка и методическое обеспечение, в том числе анализ наиболее перспективных направлений при обеспечении трудоустройства и занятости студентов и выпускников вузов (взаимодействие с организациями и учреждениями, оказывающими влияние на рынок труда студентов и молодых специалистов; с Межрегиональным координационно- аналитическим отделом, связанныс с проблемами трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников и студентов учреждений высшего профессионального образования; взаимодействие с центром занятости населения города).
В – третьих, выявление, а также анализ практики трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием, как на территории России, так и за рубежом.
В – четвёртых, анализ рынка труда молодых специалистов высшей квалификации: периодический статистический анализ; изучение особенностей и специфики рынка труда молодых высококвалифицированных специалистов в России; создание и своевременное обновление базы данных вакансий и работодателей; регистрация в базе данных заявок, поступающих от студентов и выпускников, в том числе их резюме, пожелания к трудоустройству. Обеспечение информационной помощью в процессе поиска вакансий [3].
Центры трудоустройства вузов должны осуществлять оказание информационной и практической помощи учащимся студентам и выпускникам вузов различных форм обучения во временном и постоянном трудоустройстве, а также должны содействовать в поиске предприятий, необходимых для прохождения стажировок и преддипломной практики. Для реализации этой цели Центр должен решать следующие задачи:
− создавать и своевременно проводить обновление баз данных учащихся и выпускников, баз данных вакансий для временной и постоянной работы (база работодателя);
− предоставлять доступ к базам данных крупных кадровых агентств и работодателей;
− оказывать консультации и психологическую помощь в процессе трудоустройства;
− взаимодействовать с предприятиями-работодателями;
− проводить анализ потребностей предприятий и организаций в специалистах;
− организовывать и проводить ярмарки вакансий и встречи с фирмами – работодателями [5].
Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема трудоустройства выпускников вузов на сегодняшний день остается весьма актуальной и требует особого внимания. Существует необходимость более детального изучения трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы. Системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования также нуждаются в совершенствовании. Так, во многих учреждениях отсутствуют организации, способствующие трудоустройству выпускников, которые, в свою очередь, активно содействовали бы данному процессу, оказывая помощь молодежи в адаптации к современному рынку труда. Единый мониторинг карьеры выпускников позволил бы учебному заведению высшего образования получать информацию о трудоустройстве выпускников, на основе которой можно было бы анализировать и прогнозировать востребованность круга специальностей на рынке труда.
Библиографический список
- Маркова С.М. Подготовка педагогов к профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе. – Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский государственный инженерно-педагогический университет”, 2008.
- Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании. – М.: Наука и школа, №5, 2011.
- Проблема трудоустройства выпускников вуза [электронный ресурс] URL: http://www.poznaysebia.com/2013/08/28/problema-trudoustroystva-vyipusknikov-vuzov/ дата обращения: 17.03.2016.
- Правовое регулирование трудоустройство граждан в Российской Федерации [электронный ресурс] URL: http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/trudovoe_pravo/6.html дата обращения: 17.03.2016.
- Малин С.В. Анализ деятельности центров содействия трудоустройству выпускников вуза. – М.: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, №32, 2013.
- Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В., Муравьева А.А. Россия в Европейском пространстве высшего образования. – М.: Издательство Московского университета, 2015.
Количество просмотров публикации: Please wait