В 30-е годы 19 века Пушкин проявляет глубокий интерес к историческому прошлому своей страны и пишет повесть «Капитанская дочка». По энциклопедической широте охвата русской действительности последней трети 18 века «Капитанская дочка» представляет собой явление, аналогичное «Онегину». Из патриархальной дворянской усадьбы действие переносится в маленькую глухую крепость на далекой степной окраине, из казачьего постоялого двора и простой крестьянской избы – в великолепную резиденцию императрицы Екатерины 2, парки и дворец Царского села. Перед нами проходят типичные образы людей его времени – провинциального и столичного дворянства, высшего и низшего офицерства, солдат, казаков, крепостных крестьян.
Основной проблемой повести является проблема чести и долга. Эта проблема глубоко волновала Пушкина. Поэтому проблему чести и долга так или иначе вынуждены решать все герои в повести.
Первые представления о дворянской чести Петр Гринев получает от своего отца. Тот, выполняя свой долг, посылает сына в Оренбург, объясняя это так: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Позже, узнав о любви своего сына к Марье Ивановне и о дуэли со Швабриным, отец пишет гневное письмо Петру, в котором еще раз напоминает, что шпага «пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам». Верно и преданно служивший Родине Андрей Петрович впоследствии тяжело переживает известие о соучастии Петра в пугачевском бунте и готов отказаться от единственного сына. Итак, мы видим, что Андрей Петрович Гринев – истинный дворянин и патриот, ставящий долг служения Отечеству и честь дворянина превыше всего.
Таким образом, проблема чести и долга выделена писателем достаточно глубоко. Продемонстрировав разные мировоззрения людей, из разных поколений, имеющих различную социальную принадлежность, автор указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься по-разному, в соответствии с временем, определенной политической обстановкой, но при этом главным является воспитание.
Библиографический список
- Гиллельсон, М.И. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”: Комментарий: Л.: Просвещение, 1977.: пособие для учителя / М.И. Гиллельсон, И.Б. Мушина. – Москва: Директ-Медиа, 2010. – 366 с.
- Сарычев, И.О. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Основное содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения / И.О. Сарычев. – Москва: Родин и Компания, 2005. – 47 с.
Количество просмотров публикации: Please wait