О ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Генова Татьяна Семеновна
Московский педагогический государственный университет
студентка, 3-й курс магистратуры, факультет педагогики и психологии, кафедра психологии труда и психологического консультирования

Аннотация
В статье рассматривается проблема понимания сущности социального контекста в его влиянии на содержание и процесс воспитания ребенка и формировании личности человека. Утверждается, что в психологической литературе можно найти общее представление о социальном контексте, однако конкретных психологических исследований в данной проблемной области недостаточно. Опираясь на теоретическое обобщение литературы и многообразного эмпирического опыта, в статье обозначены основные факторы социального контекста, влияющие на развитие личности в процессе социализации человека, уточнено понятие «социальный контекст».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Генова Т.С. О понимании сущности социального контекста и его влиянии на формирование личности // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88002 (дата обращения: 13.03.2024).

Научный руководитель: Вербицкий А.А., доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, академик РАО, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования        

Современная российская семья живет в условиях динамичных изменений в экономике, социуме и образовании, оказывающих непосредственное влияние на воспитание детей, формирование личности и познание человеком окружающего мира. Проблема воздействия социального контекста на все стороны жизни семьи является актуальной для теоретической и практической психологии.

В последнее время мир политики, управления и идей быстро меняется, что обусловливает изменения социального пространства, в котором находится современная семья. Это отражается на общественных экономическом статусе семьи, ее положению в обществе, на воспитании детей и т.д.

Воздействие социального контекста на формирование личности и познания человеком окружающего очевидно, и эта проблема является одной из самых животрепещущих вопросов на сегодняшний день в социальной психологии, потому прослеживается множество задач для современной научной и практической психологии, для исследования воздействия и влияния социального контекста на воспитание ребенка.

Общие подходы к пониманию сущности социального контекста представлены в ряде психологических исследований (А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников, А.В. Мудрик и др.), однако конкретных исследований, направленных на выявление влияния его разных сторон на содержание и процесс воспитания детей, формирование личности человека, недостаточно.

В определенные исторические периоды в результате теоретических обобщений множества эмпирических результатов, психологическая наука может прийти к  обоснованию новых психологических категорий, которые обогащают арсенал науки, ее теоретические и прикладные возможности [8]. А. Роберта трактует понимание термина “контекст” в нескольких значениях, одно из которых представляет собой события и процессы, физические и психические, характеризующие конкретную ситуацию, указывающие на внешнее и поведение индивида; второе – как специфические обстоятельства, при которых происходят действие или событие [8].

По утверждению Б. Боденхаммера, понятие “контекст”берет начало в психотерапии, теории семейных систем, гештальтсихологии, компьютерных науках и т.д., особенно в НЛП, где понятие “контекст” почти заменило понятия “условие”, “ситуация”, “обстоятельство” [1]. По мнению А.А. Вербицкого, основанием для  утверждения, что понятие «контекст» может претендовать на статус новой психологической категории, в полной   мере, является тот факт, что механизмы контекстного влияния привлекаются для понимания практически всего круга психических явлений – от бессознательного и иллюзий восприятия до творческого мышления, социально-психологических и патопсихологических феноменов [3].

Впервые этим автором дано определение категории «контекст»: «Это система внутренних и факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации, как целого и входящих в него компонентов» [2]. А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников отмечают, что понятие «контекст» фактически выступает как общенаучная психологическая и психолого-педагогическая категория,  опора на которую открывает новые перспективы в научном познании и обраовательной практике.

В психологии употребляется значение понятия “контекст”, не только  в традиционном или лингвистическом значениях, а в словосочетаниях «социальный / культурный/ духовный контекст» как обозначение социальной среды, окружающей человека [6].

По утверждению Л.С. Выготского, социальный контекст в широком понимании – это развивающая среда, представляющая собой социокультурное пространство, в рамках  которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация [4]. Сущность социализации может трактоваться по-разному, в зависимости от ее концептуального определения социализации, а также от того,  в русле какого подхода это делается [7]. Согласно А.В. Мудрику, социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами; от того как это происходит, во многом зависят развитие и саморазвитие человека на его жизни.

Развитие человека детерминируется множеством факторов и обстоятельств: природными задатками (А.В. Запорожец), потребностями (А.В. Петровский), сотрудничеством и взаимодействием с другими людьми (Л.С. Выготский), социальной средой (Д.Б. Эльконин), собственной деятельностью человека по овладению окружающей действительностью (С. Н. Карпова), успешностью решения возрастных задач (Э.Эриксон) [7].

По своему влиянию на человека понимание социального контекста очень близко к понятию социализация.  социализации и факторам ее влияния на человека. А.В. Мудрик отмечает, что   социализация – это общий процесс развития  и становления человека, обусловленный конкретными социальными условиями,  где эти условия и есть, по сути, социальный контекст, обуславливающий социализацию как процесс развития [7].

Условия, воздействующие на человека и влияющие на его развитие, принято называть факторами социализации. Условно они объединены в четыре группы: мегафакторы, представляющие собой условия, оказывающие всеобщее  влияние на социализацию жителей планеты; макрофакторы, характеризующие условия, которые влияют на социализацию в рамках общества, государства, страны, этноса; мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по виду поселения, по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы – семья, соседи, сверстники, воспитательные и религиозные организации [7].

Опираясь   на факторы, влияющие на развитие личности в процессе социализации, можно параллель и обозначить основные влияющие факторы социального контекста. Социальный контекст и его воздействующее влияние будут зависеть: от географического местоположения страны и климатических условий; от исторической эпохи; от этноса, как исторически сложившейся общности людей; от социальной структуры,  политики и экономической стабильности государства; от фундаментальных ценностей общества – его культуры, духовности, конфессиональной принадлежности, гендерной культуры; от субкультуры, принятых норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, речевой культуры, эстетических пристрастий; от семьи, ее демографической структуры, социально-культурного уровня, участия членов семьи в жизни общества, социально-экономической занятости, условий проживания, ориентированности в вопросах воспитания, эмоциональной вовлеченности членов семьи в деятельность друг друга и др.

Анализ психологической, педагогической и социальной литературы по проблеме  влияния социального контекста на воспитание человека показал, что на сегодняшний день недостаточно рассмотрены теоретические основы подходов к пониманию сущности и определения социального контекста. Но можно утверждать, что социальный   контекст – это: совокупность множества социальных факторов и условий,  оказывающих всеобщее или частичное воздействие, прямое или косвенное влияние  на поведение и деятельность человека на всех возрастных этапах его развития; многослойная среда как упорядоченное или хаотичное пространство, возникшее стихийно или созданное целенаправленно, прямо или косвенно воздействующее на человека множеством  социальных факторов и  конкретных условий, влияющих на развитие человека  на всех возрастных этапах.


Библиографический список
  1. Боденхаммер Б.НЛП практик. Полный сертификационный курс: пер. с англ. – СПб.: Прайм-еврознак, 2007. – 448 с.
  2. Вербицкий А.А. Контекст как смыслообразующая психологическая категория / Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всерос. Съезда психологов 25-28 июня 2003 г. – СПбУ 2003. – С. 98-101.
  3. Вербицкий А.А. Категория «Контекст» в психологии и педагогике: монография / А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников. – м.: Логос, 2010. – 300 с.
  4. Габай Т.В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Т.В. Габай – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». 2008. – 240 с.
  5.  Дубовицкая Т.Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении. – М.: РИЦ «Альфа» им. МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2004. – 131 с.
  6.  Калашников В.Г.. Языковая картина мира как психологический контекст // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. – т.12, №5(2). – С. 426-428.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учебн.заведений /  А.В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательский центр «Академия». 2009. – 224 с.
  8. Роберта А. Большой толковый словарь: пер. с англ. – М.: АСТ, 2000. – Т.1.А-О. – 592 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Генова Татьяна Семеновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация