ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИХ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В статье рассматривается возможность усыновления детей иностранными гражданами. Представлены все возможные сложности при осуществлении данного действия, а также принципы функционирования данной системы в Российской Федерации.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А. Защита детей посредством их усыновления иностранными гражданами // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88216 (дата обращения: 20.04.2024).

Одной из наиболее значимых задач государства является защита личности и забота о своих гражданах. Дети – наследие нации, без которого развитие и процветание любой страны невозможно, поэтому обеспечение их благополучия выходит на первый план. Конечно, в первую очередь, эта обязанность возлагается на родителей, но иногда ребёнок не может воспитываться в семье, и тогда забота о нём целиком и полностью переходит в руки государству.

Современное российское законодательство регламентирует процедуру усыновления (удочерения) детей не только нашими соотечественниками, но и гражданами иностранных государств. При международном усыновлении появляются проблемы, связанные с различиями менталитета, традиций, методов и системы воспитания. Не стоит забывать и о языковом барьере, который придётся преодолевать усыновленному, что несомненно затруднит его адаптацию в новых условиях [1]. В частности, из-за этого законодательство РФ разрешает усыновление иностранным гражданам только в случае, когда передача ребёнка в российскую семью невозможна. В связи с такой ситуацией возникает целый ряд вопросов, касающихся подбора усыновителей, передачи им ребёнка и контроля за его содержанием и воспитанием. К сожалению, отследить его дальнейшую судьбу в большинстве случаев практически невозможно. По этой причине мы нередко становимся свидетелями жестокого обращения с детьми, усыновленными иностранными гражданами. Вопиющим случаем, послужившим поводом для запрета усыновления российских детей гражданами США, стала гибель Димы Яковлева в 2008 году. Тогда его приемные родители оставили малыша в автомобиле на несколько часов в тридцатиградусную жару [2].

Несмотря на то, что процедура усыновления российских детей иностранными гражданами несколько сложнее, чем для наших соотечественников, она не обеспечивает должной эффективности механизма защиты их прав. Так, помимо документов, подаваемых в общем порядке при усыновлении россиянами, иностранные граждане должны приложить заключение компетентного органа их государства об условиях жизни и о возможности быть усыновителями. ГПК РФ предусматривает необходимость легализации данных документов и перевода на русский язык [3]. Однако, закон не требует проверки достоверности сведений, указанных в заключении органов иностранного государства. Кроме того, кандидаты в усыновители обязаны пройти специальный курс подготовки, по окончанию которого получают свидетельство, являющееся необходимым документом, прикладываемым к заявлению о желании принять на воспитание ребёнка. Иностранные же граждане, хотя и обязаны предоставить такой документ, не ограничены в выборе страны, на территории которой могут пройти подобный курс. Эти обстоятельства свидетельствуют о возможности формального подхода к подготовительной части усыновления российских детей гражданами других государств.

После того, как все необходимые документы собраны и отправлены в суд, принимается решение о возможности усыновления. Если судебное заседание заканчивается в пользу усыновителей, ребёнок передается им, а его дальнейшая судьба отдаётся на откуп иностранного государства. Конечно, учитывая тот факт, что он сохраняет гражданство РФ, если приёмные родители не посчитают необходимым его прекратить, наше государство может и должно интересоваться его жизнью. К сожалению, полномочия органов опеки и попечительства заканчиваются там же, где заканчиваются пределы территории РФ, что делает невозможным контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. Кроме того, законодательство иностранных государств зачастую запрещает любое вмешательство в личные и семейные дела их граждан, что снова встаёт на пути контроля со стороны нашей страны.

Несмотря на эти проблемы, российское законодательство всё же предусматривает возможность получения информации об условиях жизни и воспитания нашего ребёнка иностранными гражданами. Так, Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за её осуществлением, устанавливая перечень необходимых для открытия такого представительства документов, предусматривает документ, подтверждающий обязательства иностранной государственной организации соблюдать требования законодательства РФ при осуществлении деятельности по усыновлению детей, осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлять соответствующие отчеты и информацию в установленном порядке. Также деятельность такой организации немедленно прекращается в случае грубого или систематического нарушения своих обязательств по соответствующему контролю. Однако, как показывает практика, сведения, подаваемые в отчете иностранной организацией перед Министерством образования и науки РФ, – фикция. На деле же никаких проверок не проводится либо они осуществляются крайне формально.5 Но даже если документы, предоставляемые иностранной стороной в качестве доказательства проводимого контроля, достоверны и такой контроль действительно ведётся, Постановление Правительства РФ обязывает предоставлять данные сведения лишь в течение определенного времени. По прошествии указанных двух лет российская сторона никоим образом не вправе вмешиваться в личную и семейную жизнь иностранных граждан, даже учитывая факт усыновления ими детей – наших соотечественников. Об этом свидетельствует не только отсутствие в российском законодательстве прямого указания на конкретные действия, которые возможно было бы произвести. Законодательство большинства стран запрещает такое вмешательство со стороны иностранных государств.

Таким образом, несмотря на наличие особого порядка усыновления (удочерения) детей – граждан РФ иностранцами с последующим контролем условий их жизни и воспитания, существует ряд вопросов, в следствие нерешенности которых могут пострадать усыновлённые.


Библиографический список
  1. Тараканова Л.А. и Сопина Л.Ю. «Усыновление иностранцами детей-российских граждан» // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ, 2017 С. 113-116
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации” // Российская газета https://rg.ru/2012/12/29/zakon-dok.html
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3889


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Слюзнева Ксения Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация