УДК 65

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена организационной культуре, которая всё больше набирает популярность в настоящее время. В данной статье основные компоненты и функции организационной культуры, проанализирована ее значимость в настоящее время.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Основные компоненты и функции организационной культуры // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/11/88203 (дата обращения: 26.03.2019).

Каждая организационная культура состоит из одинаковых компонентов, но специфика каждой компоненты зависит от направлений деятельности данной организации. Компоненты организационной культуры отражают идеи, регулирующие отношения субъектов по поводу решения тех или иных проблем фирмы, решения задач по основным аспектам деятельности организации, и отражают особенности этих отношений. Также можно добавить, что компоненты культуры можно добавить или убрать, в зависимости от сферы деятельности фирмы.

Основными компонентами организационной культуры принято выделять:

  • культуру производства;
  • культуру управления;
  • экологическую культуру;
  • предпринимательскую культуру;
  • культуру внешних отношений;
  • культуру отношений с акционерами [15]-36 c.

Компонента «культура управления» включает в себя широкий спектр вопросов, такие как культура проведения деловых совещаний, переговоров, конференций и т.д., культуру делопроизводства и коммуникаций, культуру рекламной и пиаровской деятельности.

Культура производства подразумевает поддержание чистоты и порядка на рабочем месте, недопущение неоправданных отлучек с рабочего места, выполнение своих обязанностей работником в соответствие с требованиями технической документации. К данной компоненте организационной культуры также можно отнести культуру инженерной деятельности, культуру межличностных отношений на рабочем месте, но главной составляющей культуры производства является культура условий труда, безопасности труда.

Поддержание этичных отношений с клиентами и партнерами фирмы подразумевает культура внешних отношений. Соблюдение этого принципа создает благоприятный имидж организации и хорошие отношения к компании со стороны внешней среды, привлекает клиентов.

Коммерческая, или предпринимательская культура охватывает сферу коммерческих отношений с деловыми партнерами организации. Главные принципы здесь: соблюдение условий контрактов с клиентами и партнерами, внимательное отношение к просьбам клиентов и партнёров, предоставление достоверной и полной информации о продукции или оказываемых услугах компании.

Экологическая культура организации означает бережное отношение предприятия к охране окружающей среды, минимизацию оказываемого фирмой вреда внешней среде или сведение вреда природе на нет, недопущение вредных выбросов, также сюда входит разработка дизайна зданий фирмы, благоустройство прилегающих территорий, ландшафта.

Культура отношений с акционерами состоит из таких элементов как соблюдение честной и открытой дивидендной политики с клиентами фирмы, культуру проведения собраний акционеров, чёткое реагирование на запросы акционеров, регулярное информирование акционеров о деятельности предприятия и т.д.

Организационная культура представляет собой сложную систему, которую более полно характеризуют её функции.

М. М. Алексеева, автор многих работ по финансам и статистике, выделила следующие функции корпоративной культуры, которые, по её мнению, дают исчерпывающую характеристику организационной культуры фирмы:

1. Интегрирующая;

2. Охранная;

3. Замещающая формальные отношения;

4. Регулирующая;

5. Регулирование партнёрских отношений;

6. Образовательная и развивающая;

7. Адаптивная.

Охранная функция: корпоративная культура предотвращает проникновение вредных факторов внешней среды, нейтрализует их действие.

Интегрирующая функция: организационная культура, прививая работникам фирмы одинаковые ценности и идеалы, создаёт у них ощущение идентичности. Это позволяет каждому субъекту внутрифирменной жизни:

  • лучше осознать цели организации;
  • приобрести наиболее благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает;
  • ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.

Регулирующая функция: организационная культура включает в себя неформальные правила, регулирующие поведение работников фирмы, определяющие характер их взаимодействия, форму обмена информацией и так далее.

Адаптивная функция: наличие организационной культуры позволяет новому работнику максимально быстро социализироваться в компании и компании привыкнуть к работнику. В свою очередь, возможен противоположный процесс – индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивида для решения собственных задач.

Образовательная и развивающая функция: организационная культура связана с воспитательным процессом. Организация представляет собой семью, в которой управляющие заботятся об образовании и подготовке своих подчинённых. Целью и результатом такой заботы является увеличение «человеческого капитала», что положительно отражается на деятельности фирмы.

Функция регулирования партнёрских отношений: корпоративная культура создает правила, регулирующие личностные взаимоотношения работников предприятия.

Важное значение для организации имеют охранная, регулирующая и замещающая функции, так как позволяют закрепить воспроизводство существующих отношений в фирме. Создавая сильную организационную культуру, руководство поступает дальновидно, так как она позволяет упорядочить существующие неформальные отношения, создать «оптимального» работника.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
  2. Басенко В. П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 384 с.
  3. Батурин В. К. Общая теория управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В. К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.
  4. Борисова В. В. Теория организации: Учебник / В. В. Борисова, В. Г. Ларионов, Э. Б. Мазурин; под ред. д.э.н., проф. С. Г. Фалько.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 308 с.
  5. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
  6. Кузнецов Ю. В. Теория организации: учебник для бакалавров/ Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова.-М. : Издательство Юрайт, 2015. – 365 с.
  7. Макаров В. М., Попова Г. В. Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация