ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА: СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМНАТА ОТДЫХА

Сундеева Марина Олеговна1, Татаренко Мария Андреевна2, Татаренко Дарья Андреевна3
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка магистратуры 2 курса
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка магистратуры 2 курса
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса

Аннотация
В статье рассматривается значение социальной инфраструктуры вуза в качестве необходимого элемента, способствующего всестороннему развитию личности обучающегося. Актуализируется проблема отсутствия во многих университетах мест отдыха для студентов. Отмечается необходимость организации мест отдыха и релаксации в вузе. Проведено исследование на предмет необходимости создания на базе факультета управления и социально – технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина комнаты, которая послужила бы местом психологической разгрузки обучающихся, проведения занимательных встреч и просто позитивного общения. Представлены результаты анализированных данных анкетирования.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сундеева М.О., Татаренко М.А., Татаренко Д.А. Проект развития социальной инфраструктуры вуза: студенческая комната отдыха // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88177 (дата обращения: 13.03.2024).

В целом, под социальной инфраструктурой понимают совокупность отраслей, а также предприятий, осуществляющих функции по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения [3].

В общем виде социальную инфраструктуру принято подразделять на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для удовлетворения потребностей человека в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных и физических свойств индивида, формирование личности, отвечающей требованиям общества, предъявляемым к качеству рабочей силы [3].

Социальная инфраструктура вуза является важным фактором социальной защиты студентов.

В нее включены различные составляющие, обеспечивающие всестороннее развитие личности обучающегося: библиотеки, общежития, медицинские и санаторно-курортные учреждения, спортивные сооружения, учреждения культуры, отдыха и другие [1].

Социальная инфраструктура вуза осуществляет функцию создания комплекса материальных условий учебной деятельности и досуга студентов. Она обеспечивает условия для эффективной образовательной деятельности, укрепления здоровья и развития личности, трудового и нравственного воспитания студентов. Развитие социальной инфраструктуры вуза, а также активная социальная политика в высшей школе в значительной мере повышают эффективность учебно-воспитательного процесса, учебную и трудовую активность студентов, способствуют достижению высоких результатов в научной сфере, обеспечивают подготовку высококвалифицированных кадров [6].

На данный момент, во многих университетах существует проблема отсутствия мест отдыха для студентов, где можно было бы провести свободное от образовательной деятельности время. Проблема разумного отдыха после трудовой деятельности уже давно является предметом обсуждения многих ученых [4].

Труд студентов требует напряжения основных психических функций, порой сопровождается стрессовыми ситуациями. Как любая интенсивная работа, он неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что на стандартный объем работы студент затрачивает большее количество времени и энергии [2].

В настоящее время одним из способов качественного отдыха студентов является создание комнат отдыха или релаксации. Кроме психологической разгрузки эти комнаты способствуют непринужденному общению, обсуждению внеучебных вопросов, обладают значительным потенциалом для проведения культурно-досуговых мероприятий [5].

Несмотря на то, что необходимость наличия такого элемента социальной инфраструктуры вуза не вызывает сомнений, в России пока можно констатировать лишь наличие комнат отдыха в студенческих общежитиях, а также малочисленные проекты о создании подобных элементов вузовской инфраструктуры, которые на настоящий момент не имеют реального воплощения [1].

Исследование на предмет необходимости создания в НГПУ им. К. Минина комнаты, которая послужила бы местом психологической разгрузки обучающихся, проведения занимательных встреч и просто позитивного общения, было проведено авторами в октябре 2016 года на базе указанного выше университета в форме анкетного опроса.

Целью исследования заявлено определение потребности студенческого контингента Мининского университета в устройстве комнаты отдыха.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • выявление контингента студентов, нуждающихся в данной комнате;
  • определение наиболее распространённых мест проведения внеучебного времени;
  • анализ мнений студентов об основном предназначении такой комнаты;
  • анализ мнений студентов об оснащении комнаты отдыха и о перечне мероприятий, проводимых в ней;
  • определение готовности студентов посещать данную комнату.

В анкетировании приняли участие студенты первого курса (60,5%), второго (13,2%), третьего (14,7%), а также 4 курса (11,6%). 99,2 % опрошенных являются студентами очной формы обучения. 30,2% опрошенных – лица мужского пола, 69,8% – женского.

Рис. 1 Распределение респондентов по курсам обучения

В результате опроса было выявлено, что во внеучебное время студенты проводят время в столовой (38%), в холле (24,8 %) либо во внеучебное время уходят из университета (31%).

Рис. 2 Предпочтения респондентов по вопросу проведения внеучебного времени в университете

У студентов возникает проблема, куда пойти во время «окна» между парами (65,9%). Только 19,4% опрошенных всегда находили место в такой ситуации, и у 14,7% «окна» между парами не возникало.

86% опрошенных согласны с тем, что в нашем университете необходима комната для адаптации и психологической разгрузки.

Основным предназначением данной комнаты 45,7% опрошенных студентов считают отдых, 21,7% – психологическую разгрузку, 20,9% – общение, 9,3% – взаимопомощь, консультирование в учебной и во внеучебной деятельности.

Рис. 3 Мнение респондентов, касающееся предназначения данной комнаты

Опрошенные студенты считают, что важнее всего оснастить комнату:

  • удобные кресла (75,2%)
  • доступ к Wi-Fi (73,6%)
  • настольные игры (48,8%)
  • интересные книги (32,6%)
  • мультимедиа (31%)
  • большой (круглый) стол (20,9%)
  • доска сообщений (15,5%)


Рис. 4 Ответы респондентов относительно оснащения комнаты

Наиболее интересными мероприятиями, которые могут проводиться в этой комнате, студенты считают:

  • киноклуб (58,9%)
  • игровые вечера (45%)
  • мастер-классы (35,7%)
  • тренинги (27,9%)
  • проведение праздников (24%)
  • клуб учебной взаимопомощи и консультации (20,2 %)
  • литературные вечера (19,4%)

Рис. 5 Предпочтения респондентов по вопросу реализации мероприятий в данной комнате

93% студентов, принявших участие в опросе, готовы посещать комнату психологической разгрузки и адаптации.

Как можно чаще такую комнату готовы посещать 48,8% опрошенных, раз в неделю – 27,1%, раз в месяц – 14,7% опрошенных. 6,2% студентов, считают, что данная комната им не интересна.

Рис. 6 Мнение респондентов о частоте посещений данной комнаты

Таким образом, исследование показало, что проект комнаты отдыха для студентов весьма актуален в нашем учебном заведении. Реализация проекта позволит решить наиболее значимые проблемы студенческой жизни: обеспечит снятие психологического напряжения, а также полноценный разноплановый досуг во внеучебное время взамен бесцельному времяпрепровождению.


Библиографический список
  1. Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности // В мире научных открытий. 2011. №6.1. С.317.
  2. Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 221.
  3. Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор регионального развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5126 (дата обращения: 15.10.2016).
  4. Гумель Е.Б. Опыт организации студенческих сообществ в современном образовательном пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1511 (дата обращения: 15.10.2015).
  5. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Гладков А. В., Сундеева М. О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения  // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5.  №2 (15).  С. 31.
  6. Калякина К. А. К вопросу подготовки педагогических кадров профессиональных учебных заведений // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2016. С. 220-221.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Татаренко Дарья Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация