Коммерческая деятельность торговых организаций состоит из совокупности торговых и организационных операций. Упомянутая совокупность, в свою очередь, подразумевает управление ими. Основным направлением данной деятельности можно назвать теоретические, а также практические знания об организации и технике осуществления различного рода торговых операций. Рынок потребления имеет отличительную особенность в сфере коммерческих и торговых операций, которая проявляется в том, что его основная задача – обслужить процесс обмена.
Для того, чтобы успешно осуществить процесс купли-продажи, необходимо выполнить определённые связанные между собой действия, которые носят коммерческий характер и отражают политическую, социальную и организационную сущность процесса.
При помощи коммерческой деятельности проводится взаимосвязь между изготовителями товара и его непосредственными потребителями, а также с управлением процесса товарного обмена. Действия, которые осуществляются в процессе, отличаются коммерческим характером и тем, что они влияют на итоговые результаты работы торгового предприятия.
Так, коммерческая деятельность – это процесс торгового обмена различного рода товарами и услугами между субъектами хозяйствования в соответствии с существующей законодательной базой, то есть действующими на данный момент нормативно-правовыми актами. Конечная цель торгового обмена – получение прибыли.
Все коммерческие операции можно подразделить на основные, к которым следует отнести операции, связанные с обменом, куплей-продажей товаров и услуг, и на операции, которые связаны с продвижением товаров от продавца до покупателя.
Основные направлениями коммерческой деятельности, которые характерны для предприятий торговли, являются следующие:
- деятельность по управлению закупками;
- создание определённых хозяйственных связей, а также организация договорной работы на предприятии торговли;
- коммерческая работа, связанная с продажей товаров;
- деятельность по разработке ассортиментной политики;
- деятельность, связанная с распределением запасов торговой фирмы;
- рекламная деятельность.
Закупочная деятельность – первый этап в работе по доведению товара до потребителя. Очень важно правильно организовать данный процесс в торговой фирме, так как он способствует созданию качественного и конкурентоспособного ассортимента, а также укрепляет финансовую устойчивость предприятия.
На коммерческую службу предприятия возложена обязанность правильного обоснования объема совершённых закупок. Информационной базой для этого являются данные об изменении и структуре товарооборота, а также о количестве запасов товаров за ряд лет. Можно сказать, что в процессе планирования оптовых закупок самая главная задача – соблюсти оптимальное соотношение, обеспечивающее бесперебойность снабжения товарами покупателей и не образовывающее избытки этих товаров на складских помещениях предприятия.
Правильный выбор поставщиков – это то, от чего зависит эффективность деятельности по управлению закупками. В настоящее время существуют специфические требования, которые сложились в деловом обороте и которыми руководствуются при выборе поставщиков:
- добросовестность и степень надежности поставщиков при исполнении обязательств, закреплённых договором;
- степень финансовой устойчивости и платежеспособности, определяемая различными факторами;
- ассортимент предлагаемой продукции;
- объем, а также время поставки продукции;
- цена и условия оплаты;
- возможность отсрочки платежей;
- месторасположение;
- расходы на транспорт.
Каждое предприятие самостоятельно определяет критерии при выборе поставщика. При этом оно должно учитывать вид , масштабы деятельности, а также финансовое положение и другие факторы.
Наличие посредников оказывает сильное влияние на процесс товародвижения. Когда торговая организация приобретает товар непосредственно у производителя, она устанавливает торговую надбавку выше, чем цены организации, приобретающие товары у посредников. Нецелесообразность приобретения товара у производителя можно объяснить значительными расходами на транспорт, которые увеличивают цену, что делает товар неконкурентоспособным.
Так, назначением логистического менеджмента является поддержание определённой стратегии организации с наиболее оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение устойчивости организации на рынке при помощи сглаживания противоречий внутри организации между различными подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж, а также оптимизации взаимоотношений между организациями с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Логистическому менеджменту организации следует уделять внимание тому, чтобы сокращать общие затраты, которые связаны с процессом закупки, так как затраты на управление закупками по различным отраслям могут составлять от 40 до 60% в структуре себестоимости производства готовой продукции развитых стран.
Работа каждого организации зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которые поставляют ей другие предприятия. Даже маленькому офису для выполнения своих функций и полномочий необходимо наличие помещения, тепла, света, средств связи и офисного оборудования, а также мебели и различных других предметов. Как правило, ни одна организация не является самодостаточной.
Осуществление закупок является одним из важнейших аспектов в деятельности каждой торговой организации. Под закупочной деятельностью организации же следует понимать процесс обеспечения её всеми видами материально-технических ресурсов в определённые сроки и в объемах, которые необходимы для нормального осуществления её деятельности. Равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива организации зависят от организации закупок, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества.
В наиболее широком значении понятие закупочной деятельности определяется также следующими аспектами:
- точной оценкой потребности в материалах и услугах;
- поиском и отбором соответствующих поставщиков;
- согласованием с поставщиками таких вопросов, как, к примеру, цены и сроки поставок;
- обсуждением условий контрактов и заказов;
- ясным пониманием того, будет ли фирма-поставщик надежным партнером в течение всего срока действия договора.
Значение осуществления закупок можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом. Если рассматривать закупки в тактическом плане, то это ежедневные операции, которые традиционно связаны с закупками и направлены на то, чтобы избежать дефицит или отсутствие необходимого продукта. Работники организации испытывают неудобства, если снабжение не отвечает их минимальным ожиданиям. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблемы у конечного потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие претензий, вероятно, может служить показателем хороших закупок.
Роль и значение закупок в системе управления организацией в значительной мере определяется рациональной организацией закупок, которая предопределяет в организации уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности.
Библиографический список
- Логистика во внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. Садченко К.В., Кретов И.И. -М.:Высш.Шк., 2012.-256с.
- Ноздрева, Р. Б. Маркетинг / Р.Б.Ноздрева, В.Ю. Греков: учебник. – М.: Экономистъ, 2011. – 568с.
- Тарасова Е.Е., Матузенко Е.В. Совершенствование теоретико-методологических подходов к управлению закупками и продажами для повышения эффективности коммерческой деятельности торговых организаций // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – №4. – С. 9–20.
Количество просмотров публикации: Please wait