Очень часто авторы произведений не стремятся преподнести смысл произведения «на ладони». Для метафоризации смысла чаще всего используются образы-символы. А. Блок в поэме «Двенадцать» как раз умело использует этот приём.
Символы в этом произведении являются основным средством изображения. Чёрный цвет говорит нам о жёсткости замыслов людей, которые готовы из-за своей ненависти на всё. Белый снег – символ новой жизни, очищения. Ветер – неведомая сила, сносящая всё на своём пути. «Мировой пожар» – это символ вселенской революции. Двенадцать – ключевое число поэмы, его можно назвать пограничным, т.к. это конец старого для или года. У А. Блока таким рубежом стало падение мира. «Нищий пёс голодный» символизирует в поэме «старый», уходящий мир. Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель чистоты, святости и очистительного страдания. Образ времени создаётся антитезой. Ночь, белый снег приобретает в поэме символический смысл. Ветер, вьюга – символ перемен, исторической смуты, перемен, которые происходят через насилие. В этой круговерти оказывается народ. Двенадцать апостолов (красногвардейцев) являются апостолами новой веры, идеологами революции. Образ времени также создается через реалии: безлюдье, красный флаг, плакаты. Через зрительный ряд Блок создаёт портрет времени [1].
В заключительных строках поэмы появляется образ Христа. Нельзя отрицать, что фигура Иисуса является гармоничным завершением всей поэмы. В его образе А. Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который невозможно уничтожить. Он идёт перед двенадцатью апостолами, которые отказались от веры. В финале поэмы всё имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ двенадцати, и возникающие вновь образы буржуя и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имён, все реплики состоят из самых общих слов ил риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцать апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции [2].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что образы-символы составляют основу художественного своеобразия произведения, проходя через весь сюжет.
Библиографический список
- Кудинова Е.А. Исследование концептосферы поэмы А. Блока “Двенадцать” // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (42) -2006. С. 281-283
- Кудинова Е. А. Христианские концепты, репрезентируемые в поэме А. Блока “Двенадцать” // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (42) -2006. С. 11-15
Количество просмотров публикации: Please wait