АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Петруня Юлия Владимировна
Новосибирский государственный университет экономики и управления

Аннотация
В статье рассматривается понятие строительства и эксплуатации зданий, в чем выражается экологический статус строительных объектов, правовое регулирование отношений в области строительства, административная ответственность за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петруня Ю.В. Административная ответственность за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87988 (дата обращения: 19.04.2024).

Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности при строительстве и эксплуатации строительных объектов.

Цель данной статьи – обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.

Строительство зданий – техника, технология и процесс возведения сооружений (имеющих стены, полы и крыши) жилищного, общественного, производственного и другого назначения. Вся деятельность строительства начинается с проектирования и определения генподрядчика, который в письменном контракте обязуется построить рассматриваемое здание в соответствии с чертежами и спецификациями за определенную плату. Генеральный подрядчик обычно прибегает к услугам субподрядчиков, заключая с ними контракты на выполнение отдельных видов работ, таких, как штукатурные, малярные, кровельные и санитарно–технические, тоже за паушальную сумму или за сумму фактических расходов плюс фиксированное вознаграждение либо определенный процент суммы расходов. Подрядчик назначает ответственного за строительство – прораба, – который, постоянно находясь на строительной площадке, координирует работу разных специалистов и от имени генподрядчика осуществляет общий контроль за ходом строительных работ. Заказчик  (застройщик) также имеет своего представителя, который контролирует соответствие чертежам и спецификациям.

Эксплуатация зданий – это целый комплекс услуг по управлению недвижимостью, эксплуатации и техническому обслуживанию инфраструктуры объектов жилой и нежилой недвижимости. Техническое обслуживание жилищного фонда так же включает в себя и технические осмотры, планово–предупредительные и текущие ремонты, санитарное содержание.

На стадии строительства объекта организация (подрядчик), осуществляющая это строительство, обязана знать все требования проекта, соблюдать санитарные и строительные нормы и правила, а также правила охраны окружающей среды. При этом строительная организация должна осуществлять авторский надзор за строительством объекта и выполнением требований проекта, а экологические и санитарные службы – экологический и санитарно – эпидемиологический надзор и контроль.

Контролирующие органы вправе в случаях нарушения проекта строительства, отступления от установленных в нем правил и норм по охране окружающей среды, выполнения работ с нарушением требований охраны природы, давать обязательные указания об устранении недостатков, выносить решения о приостановлении или прекращении работ, создающих угрозу для среды, ставить вопрос о внесении в проекты строительства необходимых изменений, обеспечивающих экологическую безопасность окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов стройиндустрии, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам обсуждения или референдума.

Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.

Запрещаются строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта  или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.

При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей среды.

Нарушение требований, изложенных в статье 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ соответствующего банка.

  Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых  с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, снижению уровня выбросов и сбросов до предельно допустимых нормативов. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 34–39 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Экологический статус строительных объектов выражается в том, что:

– объекты паспортизируются на предмет степени их экологической безопасности. Так, в экологическом паспорте предприятия указываются такие сведения, как объем отходов, попадаемых в окружающую среду, наличие очистных сооружений, объем затрат на охрану окружающей среды;

– вокруг предприятий устанавливаются санитарно–защитные зоны в зависимости от степени экологического вреда, наносимого их деятельностью;

– для предприятий и иных непроизводственных объектов устанавливаются обязанности и права по обеспечению экологической безопасности своего производства. Так, предприятие обязано охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий, осуществлять природоохранные мероприятия, полностью компенсирующие воздействие производства на природу.

Ответственность в виде наложения административного штрафа предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) (часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ).

Часть 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает более значительное наказание за те же действия, повлекшие отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно–технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Часть третья предусматривает повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 9.4 КоАП РФ.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдения требований нормативных документов в области строительства, в том числе при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 года № 221, Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной  документации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 1008, Порядком проведения проверок соблюдения требований стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышлености строительных материалов.

В соответствии с положениями СНиП 10–01–94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования  по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Международные, региональные и национальные стандарты других стран могут применяться в РФ, но при этом не должны нарушаться обязательные требования действующих в России нормативных документов.

Органы государственного архитектурно–строительного надзора при установлении несоответствия продукции требованиям стандарта и технических условий и отсутствии на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции соответствующего наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск этой продукции или её аннулировании.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей, состоит в несоблюдении обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении  инженерных изысканий, проектных, строительно–монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Ответственность по части 1 статьи  9.4 КоАП РФ наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не повлекло потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий.

Административная ответственность по части 2 данной статьи наступает при условии, если последствия несоблюдения требований нормативных документов в области строительства не связаны с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека либо его смертью. При наступлении указанных тяжких последствий наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 216 УК РФ.

Субъектом ответственности могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.

Субъективная сторона формальных составов правонарушений характеризуется только умышленной виной. Правонарушения, повлекшие предусмотренные частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ последствия, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Следует отметить, что административный штраф по статье 9.4 КоАП РФ накладывают уполномоченные надзорные органы строительного контроля, а судебная практика основана на оспаривании виновной стороной решения о наложении административного штрафа указанных органов. При изучении судебной практики, в частности «Банк решений Арбитражных судов» в программе «МОЙ АРБИТР» установлено, что суды априори считают решения государственных органов, наложивших административные наказания, законными и обоснованными.

Так, Арбитражный суд Тверской области, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тверское Строительное Управление № 15» (г.Тверь) к Министерству строительства Тверской области (г.Тверь) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении    № 44 от 27.03.2015 г.

 Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения (приказа) от 27 февраля 2015 г. № 86 о проведении плановой проверки в период с 04.03.2015 г. по 18.03.2015 г. в связи с поступившим извещением застройщика – Администрации муниципального образования «Калининский район» Тверской области о начале строительства объекта капитального строительства: «Строительство здания детского сада на 110 мест по адресу: Тверская область, Калининский район, Щербининское сельское поселение, ж.д. ст. Чуприяновка, ул. 3–я Мира, д. 16» (далее – объект капитального строительства), Министерством проведена плановая проверка выполненных работ, в результате которой были выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации, что зафиксировано в Акте проверки от 16.03.2015 года № 84.

По итогам проверки выдано предписание № 14 от 16.03.2015, в отношении общества 18.03.2015 составлен протокол об административном правонарушении № 42 и 27.03.2015 вынесено постановление № 44, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Проанализировав материалы дела, исследовав представленные в дело доказательства, суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Статья 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию» имеет своей целью обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений. Статья состоит из пяти частей:

– часть первая предусматривает наложение административного штрафа на граждан, физических и юридических лиц за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;

– часть вторая устанавливает административную ответственность за нарушение  направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом”, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или не уведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;

– часть третья – за продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

– часть четвёртая предусматривает административную ответственность завыдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора;

– часть пятая – за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Объектом посягательства  правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы  других граждан, создается угроза общественной безопасности, в частности экологической, пожарной безопасности.

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно–планировочного здания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого здания, порядок обжалования отказа.

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией  архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, инспекцией государственного архитектурно–строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления и органов архитектуры и градостроительства установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а последними – также и архитектурно–планировочных зданий.

Правовое регулирование процессов приемки законченных строительством объектов осуществляется нормативными документами, принятыми еще в период плановой экономики. Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого государственной приемкой, считается дата утверждения акта органом местного самоуправления, после чего дается официальное разрешение на эксплуатацию архитектурного объекта (заселение жилых домов, использование по назначению гражданских и производственных объектов).

Председатели и члены комиссий, нарушившие установленные правила, а также лица, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением таких правил, несут административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной.  

Так,  Арбитражный суд Свердловской области, рассмотрел дело по заявлению Заместителя прокурора Прокуратуры Тагилстроевского района г. Нижний Тагил к Индивидуальному предпринимателю Кривову Алексею Викторовичу (ИНН 666900336263, ОГРНИП 316965800109856) о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства установлено: Прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила проведена проверка на основании решения о проведении проверки № 190 от 06.08.2018 г. по обращению гражданина, содержащего сведения о нарушениях требований земельного, градостроительного законодательства магазином «Продукты», расположенным по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д.31. В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Кривовым Алексеем Викторовичем осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства (магазин продовольственных товаров), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 31 без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Результаты проверки изложены в акте от 06.08.2018 г. По результатам рассмотрения материалов проверки исполнения градостроительного законодательства Заместителем прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил советником юстиции Куликовой О.В. в отношении ИП Кривова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.08.2018 г. по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 9.5 Кодекса, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Кривова Алексея Викторовича к административной ответственности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам. В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось, однако эксплуатация, объекта осуществляется, что является нарушением ст.55 Градостроительного Кодекса РФ. В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.

В соответствии с ч.2, 3, 4 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, указанные в ст. 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу ч. 10 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений, в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. Согласно п.7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011г. № 11 (в ред. от 25.01.2013г.) «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

субъектом административного правонарушения по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ является

лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального

строительства. Материалами дела установлено, по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 31 расположено два магазина – «Продукты» и «Ваш дом». Эксплуатацию магазина «Продукты» осуществляет ООО «Екатеринбург АТР» на основании договора аренды от 08.04.2016г. б/н., а также индивидуальный предприниматель Кривов Алексей Викторович. Нежилые помещения используются ИП Кривовым А.В. на основании договора субаренды от 01.04.2017 г. б/н. Магазин «Ваш дом» эксплуатируется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.07.2008 г., согласно которому разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного объекта – части жилого дома под магазин промтоваров по вышеуказанному адресу. Земельный участок по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 31, общей площадью 644 кв.м. находится в собственности Усубова З.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2013г. Усубову З.М. (арендодателю) разрешение на ввод объекта капитального строительства – пристроя к магазину «Ваш дом», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, 31, не выдавалось. Строительство объекта завершено 15.04.2014г., что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта. Факт осуществления эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (торговая деятельность) подтверждается имеющимися в материалах дела документами, а именно: обращением Дубинкина Н.И. от 20.07.2018г., информацией Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 17.08.2018г., согласно которому заявление о подготовке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция части жилого дома под магазин продовольственных товаров. Пристрой. По адресу: ул. Фестивальная, д. 31» в управление архитектуры и градостроительства не поступало. Разрешение на ввод в эксплуатацию управлением не выдавалось. Земельный участок по адресу: ул. Фестивальная, д. 31 относится к категории земель: земли населенных пунктов, и заинтересованным лицом не оспаривается. На момент проверки здание магазина используется без разрешения на ввод в эксплуатацию под магазин продовольственных товаров, что подтверждается актом проверки от 06.08.2018 г., и заинтересованным лицом не оспаривается. Таким образом, в действиях ИП Кривова А.В. допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

Кроме того, как показывает практика, несмотря на достаточно большой объем нормативно – правовой базы, научно–методического материала, проблемы в вопросах привлечения к административной ответственности за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов своей остроты не теряют:

– во–первых, до настоящего времени отсутствуют в Российской Федерации административные суды, в связи с большой загруженностью судов общей юрисдикции, сроки по административным делам увеличиваются, по ним принимаются не эффективные решения;

 – во–вторых, большое количество органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, также не способствует созданию единообразия административно–процессуального правоприменения при привлечении нарушителей к административной ответственности.

В ходе проведенного исследования установлено, что за несоблюдение требований, закрепленных в вышеприведенных нормативных правовых актах, к нарушителям в градостроительной деятельности могут быть применены соответствующие санкции, предусмотренные нормами административного законодательства Российской Федерации. Законодатель, применяя административно–предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений и предотвратить их наступление. Но на практике, очевидно, что не всегда привлечение к административной ответственности позволяет обеспечить общественную безопасность в сфере градостроительных правоотношений, и в отдельных случаях пренебрежительное отношение к соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области строительства приводит к достаточно тяжким последствиям.

К таковым можно причислить, например, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо снос объекта строительства, созданного без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.


Библиографический список
  1. “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195–ФЗ (ред. от 03.04.2017). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  2. “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 N 21–ФЗ (ред. от 19.07.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  3. “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  4. “Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63–ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7–ФЗ (последняя редакция). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  7. Федеральный закон “О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.1999 N 52–ФЗ (последняя редакция). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  8. Федеральный закон “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” от 17.11.1995 N 169–ФЗ (последняя редакция). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  9. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 221 “Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения”. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  10. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 “О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации”. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  11. Кононов П.И., Кикотя В.Я., Килясханова И.Ш. Административное право России. М. 2016.
  12. Краснов А.С., Круглова Ю.Б. Административная ответственность: учебно–методический комплекс. М. 2017.
  13. Федцов В.Г., Федцова А.В., Ю.А. Ежов. Экологическое право России. М., 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Петруня Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация