УДК 364.048.6

ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Албогачиева Марем Хамзаевна
Российский государственный социальный университет
магистр кафедры социальной работы; факультет социальной работы

Аннотация
Дети с ограниченными возможностями лишены тех способов получения информации, которыми обычно пользуются их сверстники: из-за ограничения в движении или сенсорных каналов восприятия они не могут получить тот или иной опыт, который необходим в повседневной жизни. Они ограничены в общении, в игровой деятельности, что впоследствии, отразится на психическом здоровье ребенка. Такие дети нуждаются в специальном обучении и воспитании для того, чтобы процесс взросления прошел менее безболезненно.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Албогачиева М.Х. Опыт социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в Республике Ингушетия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/10/87704 (дата обращения: 26.10.2018).

Одной из актуальных проблем современного социального общества является увеличения числа роста детей с ограниченными возможностями и проблемы с их интеграцией в обществе.  Причин увеличения числа детей с ограниченными возможностями может быть несколько, сюда можно отнести, плохую экологическую среду, наследственность и состояние здоровья родителей, а также другие факторы, влияющие на развитие инвалидности либо до рождения, либо после нее.

В связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в особом подходе, поэтому разработано множество методик, позволяющие им интегрироваться в обществе.

Согласно Федеральному закону №181-ФЗ: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты…а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» [2].

По Бондаренко Б.С. дети с ограниченными возможностями здоровья – «это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания» [3].

В отличии от определения, данного ФЗ, данное понятие расширяет взгляд на проблему: ограниченные возможности — это не только ограничение по двигательным и умственным показателям, но и так же ограничение, неспособность к какой-либо деятельности из-за проблем со здоровьем.

Можно разделить детей с нарушением здоровья на следующие категории:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [4].

В республике Ингушетия численность детей инвалидов составляет 14 756 человек [5], и помощь детям инвалидам оказывается в виде следующих льгот:

-          социальные пенсии для ребенка и ежемесячные компенсационные выплаты родителям;

-          частичное возмещение расходов по квартплате и содержанию жилых помещений;

-          предоставление 4-х дополнительных выходных по месту трудовой занятости (родителям);

-          проездные документы на общественный транспорт для ребенка и сопроводителя;

-          выделение квартир из резервных фондов детям-инвалидам, нуждающимся в улучшении условий проживания (вставшим на учет до 01. 01. 2005);

-          бесплатное посещение ДОУ, в том числе коррекционных групп;

-          возможность поступления в ВУЗы вне конкурсной основы [6].

Также на государственном уровне ведет свою деятельность Государственное бюджетное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями». Целью учреждения является создание комплекса условий для социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 1 года до 15 лет.

Для выполнения уставных задач учреждение осуществляет след виды деятельности:

-     выявление всех детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, проживающих в семьях;

-     создание компьютерной базы данных об обслуживаемых детях и подростках;

-     разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

-     обеспечение реализации указанных программ и координации в этих целях совместных действий необходимых специалистов;

-     оказание социально-медицинской, социально-психологической, социально-экономической, социально-бытовой и социально-правовой помощи семьям, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями;

-     оказание методической помощи по вопросам социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, в возрасте от 1 года до 15 лет, семьями, в которых они воспитываются, проведение реабилитационных мероприятиях в домашних условиях;

-     социально-реабилитационная работа с родителями детей и подростков с ограниченными возможностями [7].

Открытие данного Центра обусловлено необходимостью создания безбарьерной среды, в которой ребенок с ограниченными возможностями будет развиваться как личность. Поэтому в Центре созданы все необходимые условия для полноценного лечения и жизни наших маленьких пациентов.

В регионах России открылись центры дистанционного обучения детей-инвалидов (В Ставропольском крае, Ростовском крае, Чеченской республике и т.д). В республике Ингушетии открытие данного центра состоялось 11 февраля 2011 года, который функционирует на базе средней общеобразовательной школы-сада №10 города Назрани.

В свою очередь, мероприятия по оказанию помощи детям-сиротам и их семьям реализуются не только на базе государственных учреждений, но также некоммерческие организации ведут активную деятельность в данной сфере.  Так, к ним можно отнести Учебный центр «Другой взгляд» под руководством Лизы Евлоевой.

Интеграционный клуба «Другой Взгляд» в городе находится в г. Назрань. На сегодняшний день это единственная площадка для людей с ограниченными возможностями здоровья в республике Ингушетия, где ребята любых возрастом могут реализоваться себя и свои возможности, получить бесплатное дополнительное образование, обучиться рукоделию, получить услуги логопеда-дефектолога и психолога. Цель клуба помочь в интеграции, адаптации и в реабилитации людям с инвалидностью, помочь в трудоустройстве, и, конечно, получить инклюзивное образование. За полгода существования, клуб смог помочь около 30 людям с ограниченными возможностями здоровья.

Еще одним некоммерческим проектом является Центр развития реабилитации с ОВЗ, который начал свою деятельность благодаря гранту, полученному в результате защиты проекта Макки Томовой на Машуке в 2014г.

Изначально центр предназначался только для реабилитации слабовидящих, но затем родители детей начали обращаться с различными глазными заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями развития, например ДЦП, и центр начал расширяться.

В центре очень много специализированного оборудования, благодаря которому дети проходят реабилитацию и адаптацию к ним относятся:

  1. компьютеры, оборудованные специальной озвучивающей программой Djavs- программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрением.
  2.  тактильная станция для печати выпуклых изображений- устройство, позволяющее создавать на специальной бумаге осязательные рисунки. При нагревании, изображение на бумаге становится выпуклым, что делает данную напечатанную информацию доступной для незрячих пользователей на ощупь.
  3.  мини-типография для печати текста по системе Брайля.

Одной из самых больших достижений центра является создание национального ингушского Брайля, с помощью которого дети могут изучать литературу на родной языке.

Таким образом, можно сделать вывод, что в республике Ингушетия сообща и на общих основаниях, ведут деятельность по социализации и реабилитации детей-инвалидов, как государственные, так и некоммерческие организации, тем самым повышая шансы благоприятной интеграции детей-инвалидов в общество.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Наберушкина Э.К. Политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России . М.: ИНИОН РАН, 2015.С 56
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ”, 27.11.1995, N 48, ст. 4563
  3. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2017. – 25 с.
  4. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2015- 50 с.
  5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал Федеральная служба государственной статистики. URL:  http://stavstat.gks.ru/ (09.10.2018)
  6. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.
  7. ГБУ РРЦ «Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями” [Электронный ресурс]: Официальный сайт URL: http://rcdin.ru/ (дата посещения: 09.10.2018)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Албогачиева Марем Хамзаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация