УДК 316.776

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Избыток разнородной информации, особенности формы ее подачи и формирующееся общество потребления привели к возникновению явления «информационного шума». Он представляет собой феномен, описывающий наличие в тексте элементов, которые усложняют его понимание, искажают смысл и препятствуют пониманию его содержания.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Торопова А.И., Федосеева Л.А. Информационный шум // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/10/87654 (дата обращения: 10.10.2018).

Современному обществу свойственно уделять большое значение знаковым системам и массовой коммуникации. Резко возросли информационные потоки и связи между людьми. Культура рассматривается как многослойная система текстов. Осуществляется переход к пассивному получению информации из СМИ. При этом у каждого члена общества появляется возможность принимать участие в процессе формирования информации, окружающей нас.

Впервые существование информационного шума в коммуникации было обнаружено К.Э. Шенноном  в работе «Математическая теория коммуникаций». Исследователь рассматривал модель, которая объясняла процесс коммуникативного акта. Этот процесс представлялся, как линейный, в котором коммуникатор определяет сообщение для передачи, передатчик преобразует поступившие данные в сигналы. Они в свою очередь идут по коммуникационным каналам, проводящим сообщение к получателю. Эта модель состоит из пяти элементов: источник информации, передатчик, канал передач, приемник и конечная цель. На ряду, с данными элементами Шенноном вводится «шум», как составляющая коммуникативного процесса. Ученый указывал на то, что весь процесс передачи сообщения протекает на фоне помех, которые в дальнейшем стали связывать с понятием энтропия и негэтропия. Поэтому явление шума разделили на два компонента:

  1. Энтропию – факторы, исходящие из вне. Они искажают сообщение, нарушают его целостное восприятие реципиентом;
  2. Негэнтропия – остальные случаи, когда измененное сообщение доходит до реципиента, в виду его возможности распознавать информацию. Однако суть данных изменяется и доставляет ложные или неполные сведения[1].

Исследователь А.Д. Урсул классифицирует информационный шум на две группы:

  1. Шум, возникший от переизбытка маловажной для человека информации. К ней относится реклама, спам, пропагандистские сообщения.
  2. Шум, создавшийся от переизбытка релевантной и важной, но периодически повторяющейся информации. Она включает в себя информационно наполненные и необходимые для реципиента сообщения, но повторяющих друг друга, например, конспектирование.

Также традиционно информационный шум делят на преднамеренный и ненамеренный. Первый представляет собой информационный фон, часто приравниваемый к дизинформированию, то есть к размыванию границ правды и вымысла. Второй рассматривается, как все помехи, влияющие на целостное восприятие картины мира реципиентом без вмешательств со стороны.

Информационный шум относится к медиапространству и способам передачи информации в условиях информационной «перегрузки» общества. Подача информации в СМИ отличается избыточностью и фрагментарностью. Доктор философских наук А.Д. Еляков пишет, что СМИ «запрограммированы на интеллектуальную перегрузку», так как «пытаются сообщить максимум информации за минимум времени», часто это приводит к ухудшению качества и к энтропии информационного пространства  [2]. Поэтому СМИ являются одними из самых главных источников информационного шума. СМИ охватывает как можно больше информационных сведений для привлечения и удержания внимания аудитории. В связи с конкурентной борьбой СМИ приходится использовать нетрадиционные, эпатажные формы подачи контента. Более того медиапространство напичкано навязывающимися рекламными сообщениями, для которых характерна повторяемость. Фрагментарное потребление информации привело к тому, что главным фактором в СМИ считается оформление информации, её «упаковка», то есть способы передачи информации.

В современно обществе целостное восприятие картины мира усложняется новыми сообщениями, затрудняющими поиск и усвоение данных. Нерелевантная информация препятствует получению реципиентом социально значимых сведений, что ведёт к его дезориентации в пространстве медиа и информации. Это приводит к затруднению ориентации человека в окружающем его мире, нарушаются социальные связи, наносится вред его здоровью, повышается уровень манипуляции аудиторией, реципиенту становится труднее осмыслить картину реального мира. Таким образом, помехи в восприятии человеком информации могут нанести ощутимый ущерб не только самому индивиду, но и окружающей его культурной среде, ведь информация выступает основным политическим, социальным, экономическим и культурным ресурсом.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Евдокименко Е. Ю. Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 564-566. – [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/57/7765/ (дата обращения: 26.07.2018).
  2. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf (дата обращения 11.02.2018)
  3. Галкин В. П., Попов Ю. А. Ноосфера: информационный шум и человеческие качества // Философия культуры в начале третьего тысячелетия: сб.тр. респ. науч-практич. конф. Чебоксары. 2001. С. 21-27


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Илюшина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация