В современных социально-экономических условиях рынок труда является одним из наиболее сложных элементов рыночной экономики. Рынок труда включает в себя широкий спектр социально-экономических отношений и явлений, ему принадлежит важнейшая роль в процессе формирования эффективной системы занятости населения, снижения уровня безработицы, реализации конституционных трудовых прав граждан. Посредством рынка труда реализуются две основополагающие функции жизнедеятельности общества. Это, во-первых, экономическая функция, заключающаяся в масштабном обеспечении производственной и непроизводственной сфер необходимым числом работников и, во-вторых, социальная функция, подразумевающая необходимость обеспечения достойного уровня и качества жизни населения России путем предоставления трудящимся заработной платы, а также различных трудовых и социальных гарантий. Кроме этого, рынок труда регулирует и такие вопросы, как [1, c. 35]:
- формирование платы за труд посредством соотношения спроса и предложения на рынке;
- определение порядка и условий принятия на работу и увольнения для обеспечения равных возможностей для граждан и исключения дискриминации;
- формирование и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих условия и безопасность труда;
- совершенствование системы образования с целью ее адаптации к современным требованиям рынка труда.
Основными категориями рынка труда, как и любой другой рыночной системы, являются спрос и предложение. В рассматриваемом контексте спрос характеризует требуемое количество работников определенной специализации. Под предложением же труда понимается количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе.
Несмотря на то, что рынок труда можно назвать саморегулируемой системой, государство играет значительную роль в его совершенствовании и развитии. Так, например, государство способно создавать новые рабочие места, формировать государственные органы по работе с безработной категорией граждан, их трудоустройству, реализует государственные программы и национальные проекты по обеспечению занятости населения и повышения его материального благосостояния. Государство также влияет на уровень заработной платы, уровень социального обеспечения граждан, в том числе слабозащищенных слоев населения, путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
В настоящее время рынок труда испытывает значительное влияние политических событий и экономических явлений как внутри государства, так и на международном уровне. Например, такие факторы, как принятие новых норм законодательства (изменения в пенсионной системе РФ, увеличение минимального размера оплаты труда), уровень производительности труда, степень модернизации производства, можно отнести к внутренним. В то время как приток мигрантов из районов, в которых происходят вооруженные конфликты, отток высококвалифицированных кадров – к внешним [2, c. 306].
Характеризуя российский рынок труда, можно выделить следующие особенности, оказывающие воздействие на современное состояние и перспективы его развития.
Во-первых, как и другие рыночные механизмы, современный рынок труда сформировался на основе действовавших еще в советское время подходов к распределению рабочей силы, установлению ее цены. Дальнейшее развитие происходило на фоне глубоких структурных преобразований и экономических спадов. Резкая необходимость приспособления рынка труда к новым социально-экономическим условиям вместо эволюционного развития гибкой системы трудовых отношений привела к росту доли теневой экономики и теневым рынком труда, а также низкой стоимости рабочей силы.
Проблема теневой занятости приобретает все большую актуальность ввиду своей распространенности и причиняющих негативных последствий государству и обществу в виде недополучения налогов, социальных отчислений, невозможности контроля легальности деятельности трудящихся. К теневому рынку труда можно отнести следующие виды трудовой деятельности: самозанятость, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы, то есть все те организационные формы занятости, которые не подлежат учету со стороны государственных органов [3, c. 575].
Во-вторых, в России довольно остро стоит проблема региональной дифференциации уровня производства, инновационности хозяйственной деятельности, уровня доходов граждан и качества жизни. В связи с этим и рынки труда в России весьма существенно различаются по субъектам. Так, например, уровень безработицы по разным регионам может отличаться более чем в 3 раза, а уровень средней заработной платы – в 5 раз [2, c. 306]. Такие серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов РФ могут приводить к возникновению депрессивных регионов, нежелательным миграционным оттокам, утечке высококвалифицированных кадров.
В-третьих, российский рынок труда не достаточно сбалансирован, так как, с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре в связи с тем, что происходит перенакопление рабочей силы в одних сферах и недостаток в других. Причиной такого дисбаланса может выступать как демографические проблемы, так и недостатки системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
Рынок труда – неотъемлемая часть рыночного ведения хозяйства, от эффективности функционирования которого зависят национальное благополучие, общественная стабильность и эффективность социально-экономических преобразований. Поэтому проблемы развития рынка труда на современном этапе становятся препятствиями на пути повышения конкурентоспособности и экономического роста регионов и страны в целом. Основными проблемами российского рынка труда являются [4, c. 1215]:
- неоднородность распределения спроса на рабочую силу и её предложения по территориям и видам деятельности;
- качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и её предложения в региональном, профессионально-квалификационном и других разрезах;
- низкая производительность труда и неэффективное использование рабочей силы;
- «старение» трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
- нескоординированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи;
- низкий уровень трудовой мобильности населения;
- существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей, недостаточный охват государственными программами и мерами социальной поддержки безработных граждан.
Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
Общими условиями решения проблем российского рынка труда на современном этапе в условиях нестабильности экономической и политической систем является не только работа по повышению эффективности политики в сфере занятости, но и оживление российской экономики в целом за счет модернизации и обеспечения инновационности производства, повышение темпов экономического роста. Развитие и совершенствование российского рынка труда на современном этапе должно происходить на основе согласованных и взаимоувязанных мероприятий и программ, направленных на повышение уровня жизни и качества трудовой деятельности граждан.
Библиографический список
- Лукьянова К. К. Ретроспективный анализ дефиниции понятия «рынок труда»// Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. 2017. Т. 19. №2. – С. 30-39.
- Шаисламова М. Р., Рахматкариев Д. Р. Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 305-307. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/141/39865/ (дата обращения: 04.10.2018).
- Чеканова Е. В. Проблема безработицы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 574-577. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34358/ (дата обращения: 04.10.2018).
- Гребенюк Т. А., Бусоедов И. А. Рынок труда в России // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1213-1216. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31330/ (дата обращения: 04.10.2018).
Количество просмотров публикации: Please wait