УДК 821.111

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА УРСУЛЫ ЛЕ ГУИН «ЛЕВАЯ РУКА ТЬМЫ»

Степанова Мария Александровна
Забайкальский государственный университет
магистрант факультета филологии и массовых коммуникаций

Аннотация
В статье рассматривается роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» с точки зрения жанровой принадлежности и жанровых особенностей, присущих роману.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова М.А. Жанровые особенности романа Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/09/87596 (дата обращения: 30.09.2018).

Роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» вышел в свет в 1969 году и вскоре был удостоен двух высших наград жанра фантастики – «Небьюла» и «Хьюго». Ле Гуин рассказывает нам историю Дженли Ая, посла межпланетного объединения, прибывшего на планету Зима. Обитатели этой планеты интересны тем, что у них отсутствует понятие пола. Каждый человек в течении жизни может быть мужчиной или женщиной в контексте размножения, но большую часть времени существа пребывают в бесполом состоянии. Роман традиционно относится к жанру научной фантастики и в данном исследовании мы хотим рассмотреть его жанровые особенности,  и, каким образом они проявляются в произведении.

Жанр научной фантастики – относительно молодой, однако, он успел вобрать в себя множество особенностей, получить разнообразные ответвления и приковать пристальное внимание исследователей.

Как пишет Генри Лайон Олди, жанр научной фантастики во многом основывается на фантастических допущениях в науке. Более того, фантастические допущения присущи не только точным, но и гуманитарным и естественным наукам. [1, 2]

Лестер Дель Рой в своем исследовании обращает внимание на то, что научная фантастика описывает не только научные открытия и невероятные технологии, но и многие другие темы, например, контакт с внеземным разумом, альтернативное развитие истории, кардинальные изменения известного нам мира, а главное, как это влияет на человека и общество в целом. [2, 10]

Научная фантастика интересна для многих исследователей тем, что вобрала в себя различные особенности других жанров. Так, в своем исследовании «Научная фантастика и современное мифотворчество» Т. Чернышева пишет, что научная фантастика представляет собой некое подобие мифов и может являться своеобразной мифологией современности. Фантастика тесно связана с фольклором и различные мифологические идеи находят отражение в произведениях современных фантастов. [3, 350]

«Левая рука тьмы» – интереснейший пример того, как мифопоэтика и мифотворчество проявляются внутри жанра научной фантастики. Весь роман построен на противопоставлении света и тьмы, хаоса и упорядоченности, жизни и смерти и т.д. Так, в 17 главе приводится мифологическое происхождение гетенианской расы. В 12 главе рассказывается несколько легенд. А главы 4 и 9 дают нам небольшие гетенианские сказки, или то, что они зовут сказками. [4]

«Основным способом описания семантики мифопоэтической модели мира служит система мифологем и бинарных оппозиций… охватывающая структуру пространства (земля-небо, верх-низ и т. д.), времени (день-ночь), оппозиции социального и культурного ряда (жизнь-смерть, свой-чужой). В искусстве мифомышление сказывается, прежде всего, наличием природных знаков и стихий (огонь, вода, воздух…), в виде образов рождения и смерти, которые у художников с ярким мифопоэтическим началом вырастают до уровня мифологем». [5, 240] Кроме того, внутренняя структура мифов – опять же построенная на основе бинарных оппозиций, становится своеобразным ритуалом, ориентированным на единое и целостное, оставаясь частью «исторического» пласта сюжета произведения.

Установить, когда на Гетене сформировалась относительно единая и стабильная мифопоэтическая модель мира, достаточно сложно. Мифологической основой, вероятно, послужили космогонические мифы, мифологические схемы, описывающие систему родства и брачных отношений и мифо-историческая традиция: предания и сказки. [6, 116]

Кроме связи с мифологией, научная фантастика тесно связана с футурологией, поскольку в большинстве произведений научной фантастики действие происходит в будущем. Точно так же действие романа «Левая рука тьмы» происходит в далеком будущем, что является отличительной особенностью жанра.

Помимо прочего, жанр научной фантастики, являющийся ответвлением фантастики обычной, в свою очередь характеризуется наличием определенных разновидностей. [2]

Первоначальным жанром научной фантастики является твердая научная фантастика. Особенностью твердой НФ является строгое следование существующим научным законам. [7] Отнесение того или иного произведения к этому жанру может вызывать споры, однако, мы считаем, что роман «Левая рука тьмы», если не является полноценным представителем твердой научной фантастики, то, по крайней мере, не противоречит его законам.

Другим крупнейшим ответвлением научной фантастики является фантастика социальная. Эта разновидность характеризуется описанием отношений между людьми в обществе. Формат научной фантастики позволяет поместить общество и человека в необычные или вовсе нереальные условия. [8] Известными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия. И хотя жанр утопии старше жанра научной фантастики, в последнее столетие они слились. [8]

Рассмотрение романа «Левая рука тьмы» с точки зрения социальной фантастики представляется нам очень интересным, поскольку Ле Гуин изобразила общество далекое от современного нам. В романе реализована идея общества, не имеющего бинарного гендерного деления. Обитатели Зимы большую часть жизни проводят в бесполом или скорее промежуточном состоянии, не занимая исключительно женской или мужской роли. Такие понятия в обществе вовсе отсутствуют. И с одной стороны, мы можем видеть, что в романе реализована утопичная идея равенства людей и возможностей. Ввиду отсутствия полового разделения, общество сложилось таким образом, что люди ценятся исключительно за свои заслуги. Помимо этого, как такового института семьи на планете нет, родители не могут ничего завещать своим детям, зачастую, они и вовсе не воспитывают своих детей, а потому, общественный статус и успех – это результат достижений, а не положения родителей. Кроме того, в мире без «типично» мужественных черт, не бывает как таковой войны. В обществе, в котором отсутствует противоположный пол, отсутствует и ревность, дискриминация и насилие, в нем нет навязанных ролей и «хороших» или «плохих» профессий.

Однако, Ле Гуин блестяще показывает и недостатки гетенианского общества. Посланник Дженли Ай, прибывший на планету, довольно скоро обнаруживает неприятное открытие – гетенианцы не отличаются честностью и открытостью. Политика их хоть и не характеризуется открытой военной агрессией, однако, полна интриг, игр, лжи и лицемерия. Государства планеты враждебно настроены друг к другу и находятся в противостоянии. Гетенианцы не доверяют друг другу и так же они не доверяют Аю, убеждающего их вступить в непонятный для них космический союз.

Таким образом, мы не можем сказать, что общество Зимы является идеальным, а потому и роман не может быть назван полноценной утопией или антиутопией, однако, ему присущи характерные черты социальной фантастики.

Помимо вышеуказанных поджанров, существуют и другие разновидности научной фантастики. Однако, в своей работе мы рассмотрели те из них, чьи характерные особенности мы можем проследить в романе Ле Гуин. Таким образом, являясь типичным научно-фантастическим произведением, роман «Левая рука тьмы» оказывается тесно связан с мифологическим и фольклорным началом. Одновременно с этим, произведение переплетается с футурологией и социологией, приобретая характерные черты социальной фантастики. Такая особенность произведения рождает неповторимый и особенный мир, который задает читателю множество вопросов и тонко намекает на ответы о мире реальном.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Генри Лайон Олди«Допустим, ты — пришелец жукоглазый… Фантастическое допущение». / Журнал «Мир фантастики» № 54; февраль 2008
  2. Del Rey, Lester. The World of Science Fiction 1926—1976. / Garland Publishing.
  3. Чернышева Т. Научная фантастика и современное мифотворчество./ журнал «Science Fiction Studies #94 (Volume 31, Part 3 = November 2004)», 2004 г.
  4. Ле Гуин Урсула К. Хайнский цикл. Книга 2 Левая рука тьмы / Урсула Ле Гуин. Москва: Азбука-Аттикус, 2016
  5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. / М.: Восточная литература РАН, 1995. С.235, с. 240- 245
  6. Кочеткова А.А.ЛИТЕРАТУРА ФЭНТЕЗИ: ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ / А.А. Кочеткова Вестник Московского государственного университета печати, Выпуск№ 6, 2012, с. 114-117
  7. Борис Невский. «То взлёт, то посадка…. «Твердая» научная фантастика». / Журнал «Мир фантастики» № 47; июль 2007.
  8. Social Science Fiction. International Encyclopedia of the Social Sciences. 1968. Encyclopedia.com
  9. Fayad, Mona. “Aliens, androgynes, and anthropology: Le Guin’s critique of representation in The Left Hand of Darkness.” Mosaic: a Journal for the interdisciplinary Study of Literature, 1997, с. 59-73


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Степанова Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация