УДК 33

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА

Аранжин Вячеслав Викторович
Томский государственный университет

Аннотация
Изменения, происходящие в условиях четвертой промышленной революции и цифровизации экономики, оказывают значительное влияние на смену факторов повышения конкурентоспособности компаний. В данной статье рассмотрено понятие конкурентоспособности компаний в современных условиях, определены основные факторы ее повышения. Выделена инновационная деятельность как один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности компаний в современных условиях. Рассмотрены инновационные кластеры как одна из наиболее эффективных форм повышения конкурентоспособности современных компаний, описаны их особенности и виды. Также изучен опыт развития кластеров в Соединенных Штатах Америки, европейских странах и странах Азии, изучена динамика развития кластеров в России: выявлены положительные и негативные особенности. На основании проведенного анализа выявлены основные условия повышения конкурентоспособности компаний, входящих в состав инновационного кластера.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аранжин В.В. Условия повышения конкурентоспособности участников кластера // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/08/87355 (дата обращения: 23.09.2018).

Сегодня изменения, происходящие повсеместно, оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность компаний. Во второй половине 20 века произошли качественные изменения [1], которые послужили началом нового скачка, давшего старт четвертой промышленной революции. Ключевые особенности данной революции – повсеместный интернет, производственные устройства незначительных размеров, искусственный интеллект, обучающиеся машины. Цифровые технологии не являются инновацией на настоящее время. Но они становятся более интегрированными и совершенными, запуская изменения в обществе, в различных сферах его деятельности. Все эти тенденции, безусловно, меняют условия достижения компаниями конкурентоспособности на рынках. Конкурентоспособность способствует повышению эффективности и результативности деятельности компаний.
Согласно Майклу Портеру, конкуренция распространяется за рамки поведения действующих конкурентов, и зависит от таких параметров, как:
• угроза вхождения на рынок новых участников и появления товаров-субститутов;
• рыночная власть покупателей и поставщиков;
• характер соперничества между действующими конкурентами.
Калашникова Л.М. [2] определяет конкурентоспособность как комплексное понятие, которое включает в себя систему и качество управления, качество продукции, глубина и широта ассортимента продукции, стабильность финансового состояния, способность к осуществлению инновационной деятельности, эффективное использование ресурсов, системная и целенаправленная работа с персоналом компании, уровень системы продвижения товара, имидж фирмы. Согласно данному определению, конкурентоспособность охватывает различные сферы деятельности компании и ее повышение является результатом системной работы. По мнению исследователей [3, 4, 5, 6, 7, 8], конкурентоспособность достигается за счет разработки стратегии долгосрочного развития, проактивной позиции менеджеров и сотрудников, формирования собственного бренда, применения инновационной деятельности, создание тесных и долгосрочных взаимоотношений с другими компаниями, использования цифровых технологий и т.д.
Инновационная деятельность является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности. Компании – лидеры повсеместно реализуют инновационную деятельность. Однако, в условиях повышения стоимости затрат на инновации и увеличения числа инновационных разработок за пределами компаний, в том числе и транснациональных, перед компаниями возникает необходимость в объединении сил и ресурсов в целях создания конкурентоспособного товара. Одной из эффективных форм объединения ресурсов являются кластеры.
Бойко А.Е. рассматривает кластер как объединение компаний смежных отраслей, которые служат дополнением друг другу и способствуют росту конкурентоспособности. Организации, входящие в состав кластера, являются независимыми. Одной из причин, по которым кластеры объединяются, является необходимость в объединении ресурсов, знаний, опыта и т.д. кластеры имеют обширное число участников, территориальное расположение, синергетический эффект благодаря объединению ресурсов, гибкость функционирования.
Одним из наиболее значимых видов кластеров сегодня являются инновационные кластеры. В ведущих инновационно активных странах кластеры занимают особое положение. Один из подобных примеров – Финляндия [9]. Кластеры оказывают здесь существенное влияние на повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Так как на одной территории осуществляется интеграция компаний, создающих цепочку «производитель – потребитель». Еще одна особенность данных кластеров – присутствие компаний из разных стран. Также между компаниями – участниками кластеров сфромирована тесная взаимосвязь, что позволяет реализовывать сложные проекты. Помимо всего вышеперечисленного, участники кластера активно налаживают взаимодействие с внешними партнерами, в том числе зарубежными.
В Европе существуют международные кластеры. Примером подобных кластеров являются кластеры Балтийского региона. В Скандинавских странах эти объединения принимают непосредственное участие в инициативах правительства по формированию центров регионального роста. Таковыми являются датско – шведские кластеры и шведско – финские кластеры. В Швеции университеты являются одной из движущих сил развития кластеров в рамках «тройной спирали». Авторы [10] отмечают также, что в данном регионе существует целый ряд кластеров, включающий участников из 4 и более стран: Балтийский кластер биоматериалов, кластер по изучению онкологических заболеваний Осло, кластер роботизированных медицинских технологий. Все вышеперечисленные кластеры являются инновационными и развиваются в рамках перспективных направлений. Причинами наличия в Скандинавских странах столь успешных кластеров являются высокий уровень развития экономик стран, мощный научно – технический потенциал, осуществление государственной поддержки кластеров. Немаловажную роль развития кластеров имеют разработка нормативно-правовой базы, поддержка малого предпринимательства, налаживание взаимодействия между предпринимательским и научным секторами, инвестиционными компаниями, прочими субъектами.
Схожие особенности имеют и кластеры США, Нидерландов, Китая, Сингапура и Южной Кореи. Анализ зарубежных кластеров позволил выявить их популярность инновационно развитых странах и эффективности для повышения конкурентоспособности компаний.
В России, начиная с 2013 года, популярность кластеров растет. Этому способствовала актуализация кластеров на федеральном уровне. В России существует более 90 кластеров [11], в состав которых входит более двух тысяч участников и более одного миллиона сотрудников. Большая часть кластеров России относится к категории высокотехнологичных. Кластеры со стороны государства получают значительную поддержку. На 2018 год в России определено 27 приоритетных кластеров. Их деятельность направлена на развитие инновационной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Становится очевидным, что кластерная политика в России направлена на развитие инновационных кластеров. Текущее развитие кластеров России далеко от лучших зарубежных практик, однако, существует положительная динамика развития Российских кластеров.
Анализ опыта зарубежных стран позволил определить основные условия повышения конкурентоспособности компаний, входящих в состав кластера:
• Осуществление инновационной деятельности компаниями, входящими в состав кластера. При том, чем больше сфер деятельности компании инновационная деятельность охватывает, тем лучше, т.к. это способствует более быстрому обновлению компаний.
• Интеграция участников кластера. Большое количество взаимосвязей между участниками кластера и тесные контакты между участниками также способствуют повышению конкурентоспособности благодаря объединению опыта, знаний и технологий, формированию доверительных отношений между участниками кластера. Важным также является стремление каждого из участников к сотрудничеству и взаимодействию с другими компаниями, входящими в его состав.
• Наличие партнерских отношений с внешними по отношению к кластеру субъектами. Большое количество технологий и ресурсов находятся вовне, и становится целесообразным формирование партнерских отношений с целью приобретения возможности их использования.
• Налаживание коммуникаций с представителями власти и университетами. Университеты обладают большим количеством научных разработок, которые потенциально могут быть крайне полезными для компаний. Органы власти, в свою очередь, могут оказать существенную поддержку кластеру для повышения его конкурентоспособности, в т.ч. на международных рынках.
Реализация четырех вышеописанных условий будет способствовать существенному повышению конкурентоспособности компаний, входящих в состав кластера. В российской практике все четыре условия присутствуют, однако, реализованы не в полной мере. Для повышения конкурентоспособности российских кластеров и компаний, входящих в его состав, необходима полная реализация вышеперечисленных условий.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб —«Эксмо», 2016 —138 с.
  2. Тарский М.О. Конкурентоспособность – основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – №2. – с. 63-66.
  3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года № 1632-р. – 87 с.
  4. Акмаева Р.И. Становление быстродействующих и самообучающихся организаций – основа повышения конкурентоспособности Российских компаний в условиях инновационной экономики // Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. – 2011. – №2. – с. 12-18.
  5. Дрягина И.В. Повышение инновативности как фактор конкурентоспособности организации // Вестник государственного и муниципального управления. – 2012. –  №1. – с. 72-77.
  6. Кара А.Н. Систематика подходов к управлению конкурентоспособностью организации // А.Н. Кара, А.В. Ковтуненко // Современные проблемы и перспективы. – 2012. – с. 133-135.
  7. Фомченкова Л.В. Анализ факторов конкурентоспособности организаций на различных стадиях жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – 33. – с. 46-52.
  8. Чуйкин А.М. Стратегическая конкурентоспособность организации в знаниевой экономике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – №3. – с. 114-124.
  9. Мальцева А.А. Феномен Финляндии: развитие инфраструктуры генерации и трансфера инноваций как фактор экономического роста / А.А. Мальцева, П. Кархунен // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – №6 – 2012. – с. 108-122.
  10. Михайлов А. С., Михайлова А. А. О возможностях российского участия в формировании трансграничных инновационных кластеров на Балтике // Экономика, управление, финансы (II): матер. междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь, 2012. С. 171—178.
  11. Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. – 2015. – №1. – с. 32-55.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аранжин Вячеслав Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация