УДК 378

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И США

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 2 курса очной формы обучения групп ППД-16-1

Аннотация
В данной статье проводится сравнительная характеристика высшего образования России и США посредством выявления черт, которые отличают высшее образование в России от высшего образования в США и черт, которые отличают высшее образование в США от высшего образования в России. Авторы статьи определяются, чем характеризуется система высшего образования каждой из упомянутых стран, а также проводят анализ различного рода особенностей систем высшего образования, обусловленных исторической и культурной средой.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Сравнительная характеристика высшего образования России и США // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/07/87337 (дата обращения: 27.09.2018).

Высшее образование в США в значительной мере характеризуется разнообразием программ по учебных дисциплинам и изучаемым курсам. Оно представляет собой единый институт, который осуществляет такие важнейшие для общества и государства функции, как идеологическая, социальная, экономическая.

Высшее образование в России представляет собой составную часть профессионального обучения. Его целью является организация подготовки квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить ими все отрасли экономики и производства. Также высшее образование осуществляет функции развитию личности в интеллектуальном, а также нравственном и культурном планах, расширения познания студентов в научной и педагогической сферах деятельности.

Основные отличия высшего образования в России от высшего образования в США можно проследить, выявив черты, которые отличают высшее образование в России от высшего образования в США и черты, которые отличают высшее образование в США от высшего образования в России.

Важная черта, которая отличает высшее образование в России, выражается в наличии единых государственных стандартов, тогда как в США такие стандарты отсутствуют, и в разных штатах могут наблюдаться совершенно разные критерии и условия поступления и обучения.

В России высшее образование характеризуется волнообразным декларированием автономии, в США же – безусловной реализацией принципа автономии университетов.

Если вести речь о предметной перегруженности процесса обучения, то в российской системе высшего образования она достигает коэффициента 3-4. В США же число предметов, которые изучаются студентом в высших учебных заведениях, не превышает коэффициент 3-4 в течение семестра. Следует также отметить, что то, что в российской системе высшего образования превышается аудиторная нагрузка студентов (30-32 часа в неделю), что в среднем в 2 – 2,5 раза аудиторной нагрузки в вузах США  занижает роль самостоятельной работы студентов в России, а, следовательно, их интеллектуальную активность и способность самостоятельно принимать решения. Аудиторная нагрузка в высших учебных заведениях США не превышает норму, что несомненно повышает роль самостоятельной работы студентов.

Студенты в России активно овладевают знаниями лишь два раза в год во время экзаменационных сессий, в отличие от американской системы, при которой системы процесс обучения контролируется систематически.

В российской системе высшего образования наблюдается негибкая система оценок знаний, в США же – фактически двенадцатибалльная система оценок.

Следует отметить также широту, фундаментальность, а также систематичность российского образования по сравнению с высшим образованием в США. Это даёт возможность при отсутствии значительного финансирования осуществить сохранение конкурентоспособности выпускников российских вузов по специальностям естественнонаучных дисциплин, так как в США наблюдается абсолютное превосходство высшей школы в аспекте объёмов финансирования, а также темпов роста и материально-технических ресурсов.

Если говорить о других отличительных чертах, то в России можно наблюдать большую целостность, а также последовательность преподавания и развитую систему междисциплинарных связей. В США система высшего образование ориентируется на то, чтобы формировать самостоятельно мыслящую, инициативную личность, в отличие от системы высшего образования в России, которая ориентирована на систематическое освоение накопленного различного рода научного багажа.

Также следует отметить, что значительно влияние отсутствия гибких вариантов изучения предметов в системе высшего образования России высшей школы и невозможности для студента выбора конкретного преподавателя, а также мобильных траекторий в образовании.

Таким образом, проведя сравнительную характеристику профессионального образования в США и России, то есть определив черты, которые отличают высшее образование в России от высшего образования в США и черты, которые отличают высшее образование в США от высшего образования в России, в статье можно сделать следующие выводы:

  • У американской и российской системы высшего образования существуют как плюсы, так и минусы, что было показано в данной статье посредством проведения сравнительного анализа этих систем.
  • Плюсы и минусы американской и российской системы высшего образования в большей мере обуславливаются их историческими и культурными особенностями.
  • Трудно сказать, какая система высшего образования из рассматриваемых стран является наиболее эффективной. Можно лишь сделать вывод о том, что высшее образование в рассматриваемых странах имеет множество различных черт, отличающих их друг от друга.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Денисенкова Н.Н. Политика в сфере образования в США и России в начале XXI века: сравнительный анализ. – М., 2013.
  2. Отличительные особенности системы высшего образования в Российской Федерации // Система высшего образования в России: устройство и ступени. 2016. URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/vysshee.html
  3. Дохикян Л.С. Сравнительный анализ высшего образования в России и США. Разянь, 2006.
  4. Федоров И.Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1988.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация