УДК 101.9

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЛИГИИ А. БЕРГСОНОМ

Макарова Ксения Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье описано современное положение философии религии, а в частности философский взгляд на религию А.Бергсона.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова К.С., Торопова А.И., Мочалова А.С., Ротанова В.А. Философское осмысление религии А. Бергсоном // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/07/87221 (дата обращения: 27.09.2018).

Анри Бергсон и его книга «Два источника морали и религии»

«Анри Бергсон – известный французский философ еврейского происхождения. Преподавал философию в разных французских лицеях, в частности в престижном Коллеж де Франс. Наиболее известные его работы: «Творческая эволюция» (1907), «Два источника морали и религии» (1932). Если говорить о последней книге, то ее замысел вынашивался автором в течении двадцати лет. В ней он открывает свое оригинальное отношение к религии и морали.

Человек в обществе подобен к летке в организме или муравью в муравейнике. По мнению Бергсона, следовать категорическому императиву Канта легко, так как он носит инстинктивный и сомнамбулический характер.

Бергсон делит общество на «закрытое» и «открытое». Постепенный переход от одного к другому путем расширения невозможен по причине их принципиального различия. Это также не значит, что переход  к открытому обществу требует отказа закрытого. Переход происходит скачкообразно и требует усилий воли и сознания.

Закрытая мораль, на которой зиждиться закрытое общество, основана на привычке, принуждении и давлении; открытая – на влечении, любви и творчестве. Первая воплощает собою безличные социальные нормы; вторая – духовную героическую личность, за которой добровольно и сознательно следуют люди.

В мире животном жизнь улья, стада или муравейника поддерживает инстинкт. В человеческом обществе жизненную энергию уничтожает индивидуализм и чрезмерный рационализм. Тогда взамен инстинкту выдвигается религия. Религиозный миф, подобно колыбельной сказке, с помощью «сочинительной функции» интеллекта встает на защиту жизни общества против деятельности рассудка, грозящую подавлением индивидуума или разрушением общества. Бергсон такую религию в закрытом обществе называет «статической». В человеке вместо инстинкта стоит интеллект. И чтобы не умереть от страха перед смертью и разными жизненными катаклизмами, он придумал себе богов.

Вторая мораль – это мораль братства, устремленная в жизненном творческом порыве к Богу. Любовь, свобода и творчество выше интеллекта. Это особого рода мистицизм. Бергсон указывает здесь на католических святых-мистиков. Мистицизм древних греков или индусов слишком спекулятивен. В нем нет той жизни и душевного здоровья, что в христианстве.

Бог, по Бергсону – это творческое движение, непрестанная духовная эволюция. Религия возникла не из страха, а как реакция против него. Существует  статическая и динамическая религии. И если статическая религия играет охранительную роль инстинкта в огромном человеческом обществе, то динамическая носит личностный характер и требует особых волевых, творческих и духовных усилий. К представителям динамической религии Бергсон относит: святого апостола Павла, святую Терезу Авильскую, святого Франциска, святую Екатерину Сиенскую, Жанну Д’Арк и других святых мистиков.

Считал ли Бергсон Бога личностью? Личного Бога он не спешит признавать, а склоняется ближе к пантеизму. И если классический пантеизм инертен и нединамичен, то Бог Бергсона это эволюционный творческий порыв в сердцах людей. Он несет в себе любовь, творчество, свободу.

Деление самой религии на статическую и динамическую оригинально, но крайне сомнительно. И уж тем более это неверно по отношению к христианству. Разве можно создать такую религию интеллектом.

Неясно другое. Почему сейчас, когда разум людей так нуждается в религиозных сказках, дающих иллюзию соединения с жизнью, инстинктом, природой, не создаётся ничего подобного?

Безусловная правда о религиозно-моральной статичности и динамичности в сердцах самих людей у Бергсона есть. Эта проблема решается самим человеком. Только осмыслить ее по настоящему и глубоко можно в ключе истинной христианской теологии и антропологии. И это дело в высшей степени стоящее.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.
  2. Ермишин О.Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии. М., 2008.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация