УДК 821.161.1

БУНТ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА (ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Макарова Ксения Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В предложенной статье авторы анализируют внутреннюю борьбу Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Также рассматриваются предпосылки этой проблемы, которая привела к такому трагичному концу.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И., Макарова К.С., Ротанова В.А. Бунт Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/07/87202 (дата обращения: 23.09.2018).

Ф.М. Достоевского относят к писателям-психологам, которые могут проникнуть в самые глубины человеческой души раскрыть всю её сущность. Роман «Преступление и наказание» – одно из самых сложных и глубоких произведений русской литературы. Критики называют его социально-психологически-философским. В душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит борьба между добром и злом. Эта картина в ярких красках описана автором на протяжении всего романа [1].

Внутреннюю борьбу Раскольникова можно смело назвать самым настоящим бунтом. Каковы же причины этого душевного «урагана»? Главный герой находится в абсолютной нищете. Место, где он живёт, – крохотная коморка с пожелтевшими обоями, похожая на шкаф. Раскольников считает, сто должен обитать в более благоприятных условиях, но не делает для этого совершенно ничего. Свою нищету герой воспринимает как унижение и несправедливость, потому что он сам обладает большими умственными способностями. Кроме социальной причины, существует и нравственная, которая выражена через отношение Раскольникова к людям. Несправедливость, голод, безысходность рождают теорию о «высших» и «низших» представителях общества. В ней Раскольников делит всех на 2 типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». В теории проявляется его индивидуализм – высокомерие и презрение к людям. Сам герой относит себя к «право имеющим» – тем, кто во имя великой цели могут пожертвовать жизнями других людей. Он создал статью, в которой доказывает и отстаивает права «высших» на преступление, отрицание ими законов. Подавленный жизнью Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Он пытается понять, может ли он относиться к «право имеющим». Герой уверен, что, убив эту женщину, он не только удостоверится в справедливости своей теории, но и принесёт пользу остальному обществу. А именно установит социальную справедливость, спасёт сестру старухи – Лизавету, которой беспощадно пользуются, а также отдаст деньги процентщицы бедным студентам. Но сам по себе Раскольников не является преступником. Он слишком противоречивая натура. Где-то в его душе засели и положительные качества. Он не остался равнодушным к пьяной изнасилованной девочке и отдал городовому последние деньги, чтобы тот отправил её домой. В этом проявляется человечность главного героя. Внутренний мир Раскольникова Достоевский раскрывает через его сны. По мнению автора, именно так можно проникнуть в глубины души героя, узнать его невысказанные мысли. Сон об убийстве лошади играет немаловажную роль в произведении. Маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, над которым жестоко издеваются. Можно сделать вывод о том, что по своей природе он вовсе не так уж и зол, и что насилие для него неприемлемо. Однако главный герой всё-таки решается на преступление. Убив злую старуху, он впадает в глубокое отчаяние и замечает, что не может относить себя к «право имеющим». Раскольников пытается сам наказать себя, отгородившись от общества. Его личность и натура не выдерживает такого эксперимента. В конце повествования герой пытается выйти на путь истинный, на который наставляла его Соня Мармеладова: перешагнув через свою гордыню, Раскольников кается перед людьми и хочет принять их прощение [2].

Во внутренней борьбе героя победу одержало зло. Ф.М. Достоевский как истинных знаток душ показывает, чем может кончиться бунт, который ломает людей изнутри.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Павлова М.А. Позитивизм о преступлении и наказании // ВЕСТНИК БАШКИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Том 13. №3. -2008. С. 663-665
  2. Томпсон Д.О. Проблемы совести В “Преступлении и наказании” // Проблемы исторической поэтики. Том 5. -1998. С. 363-373


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мочалова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация