УДК 371

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕОНТОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Усольцева Валентина Викторовна1, Шейхова Марина Сергеевна2
1Донской государственный аграрный университет, студентка 3 курса Агрономического факультета
2Донской государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории экономики, менеджмента и права

Аннотация
Раскрыто содержание понятий «компетентность», «педагогическая деонтология» как система морально-этических норм и принципов, необходимых педагогу для выполнения своих профессиональных обязанностей. Определены ключевые этические категории деонтологичной компетентности, такие как: долг, ответственность, справедливость, честь и достоинство, гуманность, демократичность, уважение, сочувствие. Выяснено, что педагогическая практика выполняет следующие функции: диагностическую, адаптационную, обучающую, воспитательную, развивающую, коммуникационную и деонтологическую.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Усольцева В.В., Шейхова М.С. Роль педагогической практики в формировании деонтологии компетентности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86945 (дата обращения: 14.06.2018).

В условиях модернизации содержания образования в России особую актуальность приобретают вопросы совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов и развития их профессиональной компетентности. Большая задача в этом возлагается на университеты, которые являются системообразующим центром формирования высококвалифицированного специалиста. Одно из ведущих мест в этой системе принадлежит педагогической практике, которая имеет целью вооружить студентов системой педагогических знаний, подготовить к практической работе в образовательных учреждениях, формирования у будущих преподавателей умение применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, полученные при изучении прежде всего общественных, общественно-педагогических и специальных дисциплин, развитие у будущих преподавателей интереса к педагогической и научной деятельности. [1, с.124]

Педагогическая практика характеризуется как целенаправленный и управляемый процесс, который должен заложить основы деонтологической компетентности будущего педагога: нормы поведения и морально-духовные качества, гуманность, интеллигентность, совестливость, честность, правдивость, толерантность и т.д., которые, в свою очередь, должны сориентировать на положительные жизненные идеалы моральной, психологической, этической и эстетической требований профессиональной деятельности учителя. Понятие деонтологичной компетентности становится все более актуальным в педагогической науке и практике.

Среди ключевых компетентностей, которыми должен овладеть будущий педагог, деонтология имеет приоритетное значение. Она выступает показателем и одновременно результатом профессионально-личностной готовности преподавателя к работе в колледже, потому что выполнение любого педагогического задания имеет моральный смысл. [2, с.53]

Деонтологическая компетентность учителя представляет главные регуляции его действий, закрепляются в привычках, традициях, принципах жизни и профессиональной деятельности, психических состояниях, действиях, поступках и качествах педагога, обеспечивает выбор им сознательного этического поведения в соответствии с профессионально-педагогическими нормами. Особенности профессионального поведения преподавателя и связанная с этим актуальность педагогической этики, определения деонтологических основ профессии обусловлены также требованиями к профессионализму и компетентности педагога, что постоянно растут. Обосновано, что педагогическая деонтология включает систему требований профессионального и личного порядка, освещает этическая сторона поведения педагога с позиций должного [3, с. 18].

Важность затронутого вопроса заключается в том, что возникает потребность использования деонтологического аспекта в процессе профессиональной подготовки будущего педагога. Рассматривая актуальность деонтологической компетентности в рамках современного педагогического направления, следует определить ее как одну из фундаментальных составляющих профессионально успешной личности будущего педагога. [4, с.201]

Главной целью этой статьи является раскрыть важность формирования деонтологической компетентности будущих педагогов посредством педагогической практики.

Профессионально-педагогическая подготовка будущего педагога осуществляется в условиях образовательно-воспитательной среды университета, представляет собой интегративную систему, которая объединяет относительно самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные системы подготовки: специально-научную, психолого-педагогическую, общекультурную. Каждая из них выполняет специфические задачи. Общекультурная подготовка обеспечивает общеобразовательное и физическое развитие педагогов. Психолого-педагогическая и методическая – способствует формированию у педагога знаний основ педагогики, психологии, возрастной физиологии, специальных методик, обеспечивающих подготовку к учебно-воспитательной работы в учреждениях образования различных типов. Специально-научная подготовка педагога направлена на развитие у него глубоких и всесторонних знаний и умений по своей специальности, знаний содержания и методов науки, которая является основой определенного учебного предмета, практических умений. Все подсистемы профессиональной подготовки составляют интегративную целостность, которая характеризуется: наличием общей цели, которая заключается в формировании компетентного и всесторонне развитого педагога; соблюдением общих принципов и единой внутренней организации; взаимосвязью и взаимозависимостью различных структурных элементов и активно взаимодействует с внешней средой. Сегодня компетентностный подход рассматривается как один из важных концептуальных принципов, который определяет современную методологию обновления содержания образования. [5, с.300]

Понятие «компетентность» (лат. competens – соответствующий, способный) означает круг полномочий любого должностного лица или органа; владение знаниями, опытом в определенной области. Под профессиональной компетентностью педагога понимают личностные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно реализовать цели педагогического процесса. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь применять ее в практической деятельности. «Компетентность» определяет уровень профессионализма личности, а ее достижения происходят через получения ею необходимых компетенций, что является целью профессиональной подготовки специалистов.

Составной частью профессионально успешного педагога является деонтологичная компетентность, которая проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности возможных результатов. Как свидетельствует анализ литературных источников, термин «деонтология» происходит от греческого deontos – «обязанность» и logos – «учение» и был впервые применен в 1834 году английским философом, социологом и правоведом Иеремией Бентамом (J. Bentham), который написал книгу о теории нравственности «Деонтология, или Наука о морали» и под деонтологией понимал «науку о обязательное и должное». [6, с.243]

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что деонтология имеет несколько толкований. С одной стороны, это – этическая наука, которая изучает проблемы обязанности человека; с другой – учение о моральных, профессиональных и юридические обязанности и правила поведения специалистов по отношению к человеку, который находится в сфере производственных и социальных отношений этих специалистов. Понятие «деонтология» применяется к любой сфере профессиональной деятельности человека: медицинской, юридической, инженерной, управленческой и, конечно, к педагогической.

Деонтология научно обосновывает необходимость сознательного подчинения личных интересов потребностям общества в гармоничном сочетании личного и общественного, определяет формы профессиональной морали, выполнение гражданского долга в конкретной области общественной жизни и профессиональной деятельности. Следовательно, педагогическая деонтология – наука о профессиональном поведении педагога, о его обязанность. Ключевыми этическими категориями педагогической деонтологии являются: обязанность, ответственность, справедливость, честь и достоинство, гуманность, демократичность, уважение, сочувствие [7, с.89].

Учитывая, что вышеуказанные морально-этические категории интерпретируются в рамках определенного культурно-цивилизационного социального пространства, деонтологию целесообразно рассматривать в контексте культурологического подхода к профессиональному образованию.

Важным периодом в подготовке педагога к профессиональной деятельности есть период обучения в педагогическом учебном заведении, где закладываются теоретические и практические основы готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, то есть формируется профессиональная компетентность учителя.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. [8, с.42]

Педагогическая практика является важным звеном между теоретическим и практическим обучением. В течение многих лет она доказала свою надежность и результативность, обеспечивая высокий уровень профессиональной подготовки студентов, совершенствования их педагогического мастерства и ключевых этических категорий педагогической деонтологии, таких как: долг, ответственность, справедливость, честь и достоинство, гуманность, демократичность, уважение, сочувствие, педагогический такт и др.

Как органическая составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста педагогическая практика выполняет следующие функции: диагностическую, адаптационную, обучающую, воспитательную, развивающую, коммуникационную и обязательно деонтологичную. Педагогическая практика готовит студента к самостоятельному выполнению профессионально-педагогических функций непосредственно в условиях реального педагогического процесса, к выполнению нового спектра профессиональных функций и реализации системы учебно-воспитательной работы со школьниками. В процессе педагогической практики студенты прежде всего адаптируются к деятельности школьного работника или преподавателя педагогического училища, находят свое место во взаимодействии детского и педагогического коллектива, осознают и оценивают правильность профессионального выбора, наличие у себя необходимых качеств для педагогической деятельности. Это начало формирования их педагогического мастерства. [9, с.321]

Студенты овладевают прикладными профессионально-педагогическими знаниями, что способствует успешному усвоению теоретических курсов, у них формируются умения планировать свою работу, распределять поручения, подбирать необходимый материал и воплощать его в конкретные дела, оценивать ход и результаты работы, отношения к ней воспитанников, сравнивать свою работу с работой товарищей. Однако скорость приобретения мастерства не регламентируется только накоплением профессиональных знаний.

Студенту, который хорошо учится в педагогическом вузе, не всегда легко на педагогической практике в школе. Есть индивидуальные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы профессионального роста – способности. Как отмечает Н. Васильева, существует связь между понятиями «компетентность» и «профессионализм», что логично приводит к понятию «профессиональная компетентность» – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, опыт, что является достаточным для осуществления цели определенного рода деятельности, а также его нравственную позицию [10, с.91]

В теории профессионального образования (Н. Васильева, Н. Кузьмина, А. Маркова и др.) выделили несколько видов профессиональной компетентности:

-социально-психологическая – определяется как свойство индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений;

-коммуникативную – конгломерат знаний, вербальных и невербальных умений и навыков общения;

-профессионально-педагогическая – способность к продуктивному общению в условиях, которые определены педагогической системой;

-специально- деятельностная – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

-личностную – владение приемами личностного самовыражения, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

-индивидуальную – владение приемами самореализации и развития в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд не напружено, без усталости и даже с освежающим эффектом; [11, с.116]

деонтологично – интегрированное личностное образование, которое отражает теоретическую и практическую готовность к осуществлению нормативной профессионального поведения.

Использование деонтологичного аспекта в процессе профессиональной подготовки будущего учителя обусловлено высокой ролью его педагогического труда, необходимостью постоянного взаимодействия между участниками педагогического процесса, в котором соблюдение обязанности педагогом становится особенно значимым, поскольку от этого зависит будущее воспитанников. Как свидетельствуют результаты исследования, деонтологичная компетентность – это процесс и результат профессионального становления, направленный на решение конкретных задач. Ее формирование – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателей и студентов, целью которого является не только усвоение знаний, умений, навыков, но и формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей будущих специалистов, закрепление навыков самообразования [12, с.165].

Деонтология научно обосновывает необходимость сознательного подчинения личных интересов потребностям общества в гармоничном сочетании личного и общественного.

Основными принципами педагогической деонтологии являются: гуманное отношение к детям, заботы об их здоровье; оказания педагогических услуг детям независимо от расовой, политической и региональной принадлежности; уважение чести и достоинства человека (ребенка); охрана детских тайн, проблем; демократический стиль общения с детьми; диалектическая взаимосвязь уважения и требовательности к ребенку; педагогический оптимизм .

Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, то она, по нашему мнению, наиболее точно определена Н. В. Кузьминой – это чувствительность к растущего человека, к личности, которая формируется. Опираясь на исследования, можно выделить шесть ведущих способностей к педагогической деятельности: коммуникативность – профессиональная способность педагога, характеризуется потребностью в общении, готовностью легко вступать в контакт, вызвать положительные эмоции у собеседника и чувствовать удовольствие от общения; перцептивные способности – профессиональная проницательность, бдительность, педагогическая интуиция, способность воспринимать и понимать другого человека; динамизм личности – способность активно влиять на другую личность;

Как органическая составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста педагогическая практика выполняет следующие функции: диагностическую, адаптационную, обучающую, воспитательную, развивающую, коммуникационную и обязательно деонтологично.

Педагогическая практика готовит студента к самостоятельному выполнению профессионально-педагогических функций непосредственно в условиях реального педагогического процесса, к выполнению нового спектра профессиональных функций и реализации системы учебно-воспитательной работы со школьниками. [13, с.328-329]

Таким образом, педагогическая практика – это целенаправленный управляемый процесс, который обеспечивает формирование деонтологичной компетентности, сформированность личностно-значимых качеств, необходимых для осуществления нормативной профессионального поведения в педагогической деятельности. Как и любой другой процесс, она имеет свои цели, задачи, структуру, функции, комплекс условий, обеспечивающих формирование уровней профессиональной деятельности и элементы деонтологичной компетентности: элементарный, базовый, совершенный и творческий . Деонтологичная компетентность является показателем и одновременно результатом профессионально-личностной готовности преподавателя работе в колледже.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Васильева М. П. Теоретические основы деонтологичной подготовки педагога: автореф. дис. на соискание наук. степени доктора пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / М. П.
  2. Васильева. Харьков, 2004. 43 сек. .Кусый Ю. А. Педагогическая деонтология / Ю. А. Куссый // Школьный мир. 1998. № 21, ноябрь. С. 12-18. .
  3. Фещенко Г. Педагогическая практика как составляющая профессиональной подготовки будущего учителя // Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 128-136. .
  4. Хоружая Л. Л. Педагогическая деонтология: учеб.-метод. пособ. для студ. вищ. учеб. заведений / Л.Л. Хоружая
  5. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  8. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  9. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  10. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 кн.; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2005.
  12. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Усольцева Валентина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация