ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Резухин Петр Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
магистрант 2 курса направления подготовки «Экономика» профиль «Экономика коммерческой организации»

Аннотация
Увеличение объема человеческого капитала в настоящем и будущем поколении за счет роста издержек на профессиональное развитие существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Резухин П.С. Значение профессионального образования в формировании рабочей силы промышленного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86747 (дата обращения: 19.04.2024).

Важнейшими факторами вложений в человека представители концепции человеческого капитала считают образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, поиск информации о ценах и доходах, рождение и воспитание детей. Образование и подготовка на производстве позволяют повысить уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала; охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок его службы; миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. повышают цену за услуги человеческого капитала; рождение и уход за детьми производят человеческий капитал в следующем поколении.

Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

В современных условиях научно-технический прогресс и институциональные изменения в обществе значительно ускоряют процессы устаревания профессиональных знаний и навыков.

Рост значения профессионального обучения для организации и расширение потребностей в нем привели к тому, что производственное объединение ставит перед собой задачу постоянного обновления знаний и навыков своих сотрудников. Профессиональное обучение стало одной из основных функций управления персоналом, а затраты на обучение и развитие персонала — важнейшей статьей расходов.

Понятие «профессиональное развитие» значительно шире, чем «профессиональное обучение», так как ориентируется на решение не только текущих, но и перспективных задач. Тем не менее, в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным, поскольку и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели – подготовке персонала к успешному выполнению стоящих перед организацией задач [2, 234].

  • обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
  • повышение квалификации, профессиональных знаний и навыков в связи с распространением научно-технического прогресса;
  • обучение в школе управления и руководства, которое дает необходимые познания и подготовку при поступлении на руководящую должность и формирует карьеру руководителя;
  • переквалификация, дающая второе образование, под которой понимается любая профессиональная переориентация, что дает возможность работникам освоить новую специальность.

Мероприятия по профессиональному развитию персонала осуществляются в форматах:

  • семинары, деловые игры и тренинги для специалистов;
  • курсы повышения квалификации;
  • курсы иностранного языка и т.д.

В последние годы возникли специальные методы и системы управления профессиональным развитием: управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры.

На территории промышленного предприятия разместился новый учебный центр, где имеются участки:

  • электромонтажный,
  • сварочный,
  • токарный,
  • фрезерный,
  • слесарный,
  • участок станков с программным управлением.

Учебный цех располагает: сорок одной единицей металлорежущего оборудования, шестью светомонтажными столами, тремя сварочными аппаратами, девятью слесарными верстаками. Ученические рабочие места оборудованы всем необходимым для качественной подготовки и переподготовки рабочих кадров. Для проведения теоретических занятий имеется шесть учебных аудиторий.

На предприятии существует специальный отдел профессионального развития, возглавляемый руководителем в ранге директора, что говорит о важности вопросов профессионального роста работников для организации. Цели профессионального развития включаются в личные планы работников.

На профессиональное развитие своих сотрудников производственное объединения выделяет значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы. Такие затраты представляют собой капиталовложения организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения эффективности деятельности.

Приобретая новые навыки и знания, работники, прошедшие обучение, становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и за ее пределами.

Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. В итоге оно способствует росту человеческого и социального капитала страны.

Для эффективного управления профессиональным развитием крайне важно определение потребностей организации в расширении профессионального словаря работников. Здесь необходимо выявить несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей и знаниями, навыками, которыми он обладает фактически.

Для расчета показателей, характеризующих систему профессионального обучения в дочерних обществах производственного объединения на основании данных финансовой отчетности, используем формулы:

1) Доля сотрудников объединения, прошедших профессиональное обучение в течение года

Др= Роб/P*100,

где Роб – работники, прошедшие профессиональное обучение;

Р
– численность производственного персонала.

2) Доля издержек на профессиональное обучение в объеме реализации:

Дз= Зоб/О*100,

где Зоб – издержки на обучение;

О –
объем реализации продукции.


Рис. 1. Количество сотрудников, прошедших профессиональное обучение в % к общему числу персонала объединения.

Диаграмма показывает, что доля сотрудников компании прошедших профессиональное обучение, растет в диапазоне от 4 до 6% по сравнению с количеством персонала в целом.

Руководство производственного объединения убеждено, что капиталовложения в профессиональное развитие персонала непосредственно влияют на финансовые результаты деятельности компании, а также способствуют улучшению психологического климата в среде работающих. Поэтому мы видим: представленные дочерние общества производственного объединения из года в год увеличивают затраты на развитие персонала.


Рис.2. Издержки на профессиональное обучение в % от объема реализации за 2015-2017 годы.


Библиографический список
  1. Бараненко, С.П. Экономика и социология труда: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / С.П. Бараненко. – М.: Рос. Акад. предпр., 2015.
  2. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс :учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – Москва : Изд–во МГУ, 2016. –234 c.
  3. Савельев, И.В. Экономика труда / И.В. Савельев. – М.: КноРус, 2015.
  4. Щербина В.В. Филонович Р.С. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы развития // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8. – 2014. – № 1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ilansilans»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация